Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Создание занимательной ситуации на уроках физики

Страница 2

Методика изучения и формирования познавательных интересов учащихся – вопрос в равной степени актуальный как для исследования проблемы, так и для практики обучения и воспитания. К методам исследования познавательных интересов школьников относятся: анкетирование, сочинения, интервью, экспериментальные задания, лабораторный эксперимент, наблюдение, педагогический эксперимент. Рассмотрим каждый метод подробнее.

Анкетирование.

Среди многих методических попыток выявить наличие и предметную направленность познавательных интересов учащихся получили широкое распространение анкеты разнообразного характера. Одни их этих анкет построены по селективному методу, требующему выбора одной или нескольких из предлагаемых альтернатив, например, в перечне учебных предметов предлагается подчеркнуть те, которые вызывают интерес. Другие анкеты требуют распространённого ответа: они направлены на выяснение мотивировок самих учащихся («Что именно интересует тебя в данном предмете?», «Какие уроки за прошедшее полугодие ты считаешь самыми интересными?»).

Положительная сторона этого метода – получение массового материала, на основе которого можно установить различные корреляции – между познавательными интересами и отношению к учению, к школе, к учителю, между интересами и общественной активностью и т.д.

Анкетный метод в психолого-педагогическом исследовании можно назвать методом разведки, первоначальной ориентировки. При условии чёткой нацеленности его на решаемую проблему, сочетания прямых вопросов с косвенными, проверяющими точность ответа, при условии вычлененных показателей познавательного интереса можно на основе результатов анкетного опроса дать общую характеристику первоначального среза познавательных интересов учащихся данной экспериментальной группы, класса.

При составлении анкет и проведении анкетного опроса важно предусмотреть те признаки, которые следует выявить и по которым можно судить о наличии именно познавательного интереса. Поэтому необходимы вопросы, направленные на установление степени выраженности интереса, вопросы, уточняющие его уровень (например, число названных учебных предметов может быть показателем и недифференцированности интереса, и его широты). Степень осознанности познавательного интереса могут выявить такие вопросы, как «почему?», в сочетании с вопросами, предлагающими выбор ответов из рядя данных вариантов.

Сочинения.

Очень часто в исследовании познавательных интересов прибегают к методу сочинений, которые в значительной мере и больше, чем анкеты, обеспечивают выявление личностного отношения учащихся к учебным предметам, видам занятий в свободное время, к урокам и т.д.

Путём анализа сочинений можно установить не только сам факт наличия или отсутствия познавательных интересов школьника, но до некоторой степени и уровень их осознанности, и степень эмоциональной увлечённости школьника, и даже подчас и сам характер познавательных интересов, который может быть уточнён при помощи других методов.

Сочинения учащихся, как и метод анкет, не дают в полной мере объективной картины познавательных интересов учащихся, но и достаточно показательны для сравнения срезов на разных этапах, для установления движения, изменяемости и устойчивости интересов.

Назначение и анкет, и сочинений в педагогическом исследовании познавательных интересов ограничено. Их следует рассматривать, во-первых, как методы, позволяющие собрать массовый материал для установления самых общих, предварительных данных (о предметной направленности познавательных интересов, о возрастных различиях, о влиянии позитивных и негативных факторов на отношение к школе, к учебному предмету, к видам искусства и т.д.). Во-вторых, и анкетирование, и сочинения – это методы первоначальной разведки в изучении интересов тех групп учащихся, в которых проводится исследование формирования познавательных интересов. Данные, полученные при помощи этих методов, должны обязательно сопоставляться, сверяться с данными, полученными другими путями.

Экспериментальные задания.

В ходе исследования можно применять разнообразные экспериментальные задания типа «Составь программу КВН», «Выбери любое из предложенных заданий», «Составь расписание уроков на неделю» и д.р. Подобные задания являются методом косвенной проверки выводов, вытекающих из анализа наблюдений, сочинений, либо анкетного опроса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Нюансы образования:

Содержание, цели и задачи технологии «Развитие критического мышления»
Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способ ...

Исследовательская работа, выявляющая значение каждого приёма активизации при изучении нумерации многозначных чисел
Автор работы провёл исследования, которые помогли ему определить значение каждого приёма активизации в изучении и усвоении раздела: “Нумерация многозначных чисел”. Результаты наблюдений отражены в сл ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru