В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Оценка:
- Нет ошибок, воспроизводит верно – 3 балла.
- Отсроченное воспроизведение, единичные ошибки при выполнении – 2 балла.
- Выполнение с большим количеством ошибок – 1 балл.
- Не выполняет – 0 баллов.
Серия II. Обследование моторики
Исследование двигательных проб, требующих слуховой и зрительной дифференциации, распределения внимания, активной работы памяти, организации движений руки, ориентировка в пространстве и времени позволит в дальнейшем, например, избежать оптической и аграмматической форм дисграфии.
Таблица 4 - Обследование общей моторики
Прием |
Содержание задания |
- Исследование двигательной памяти, переключаемости, самоконтроля при выполнении проб |
- Повторить любые движения - Повторить движения за исключением одного запретного |
- Исследование статической координации |
Стоять с закрытыми глазами: - стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой ,руки вытянуты вперед(5 сек); - на правой ноге, затем на левой (5сек) |
-Исследование пространственной организации |
- Прыжки на правой ноге, на левой, попеременно, затем попрыгать на двух ногах. - Обойти кабинет вокруг и вернуться, например, в правый угол и наоборот. - Поймать брошенный мяч правой рукой, затем левой |
-Исследование ритмического рисунка |
- Отстучать за взрослым ритмический рисунок( …- ; - -; --.) - Сначала взрослый ударяет определенный ритм музыки, затем ребенок повторяет |
Оценка:
- Норма – 3 балла.
- Незначительно нарушены координация, ритм движений, моторно неловок – 2 балла .
- Движения выполняются неверно, с напряжением, грубыми ошибками при выполнении всех проб – 1 балл.
- При выполнении неловок, падает, пространственно дезориентирован, путает право – лево – 0 баллов.
Обследование произвольной моторики пальцев рук
Все задания сначала проводятся по показу, а затем по словесной инструкции.
Выполнять под счет:
- Пальцы сжать в кулак – разжать (5-6 раз).
- Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз).
- Сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь.
- Попеременно соединить все пальцы рук с большим пальцем, сначала правой руки, затем левой, затем обеими руками одновременно.
- На обеих руках одновременно показать 2 и 3 пальцы («ушки»), 2 и 5 пальцы («рожки») (5-6 раз).
- Выполнять пробу «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.
Оценка:
- Норма, сохранность функций, уверенное пользование ведущей рукой, темп и координация не нарушены – 3 балла.
- Недостаточность мелкой моторики, неполный объем движений, незначительные нарушения темпа, координации, переключаемости движений – 2 балла.
- Моторная ограниченность, неуверенность в выборе ведущей руки, переключаемость нарушена – 1 балл.
- Все пробы выполняются с грубыми нарушениями – 0 баллов.
Серия III. Обследование артикуляционного аппарата
У детей с врожденными дефектами в анатомическом строении органов речи (расщелины, нарушения в строении зубочелюстной дуги, языка) неправильно развивается и функционирует язык, нарушается двигательная функция губ, челюсти. В результате возникает стойкое нарушение звукового произношения (отсутствие, искажение, замены звуков). Исследование необходимо проводить, чтобы выявить предпосылки фонематической дисграфии.
Исследование мимической мускулатуры
Начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт, наличие слюнотечения, характер линии губ и плотность их смыкания, имеются ли насильственные движения мимической мускулатуры.
Таблица 5
Прием |
Содержание задания |
- Исследование объема и качества движения мышц лба |
- Нахмурить брови -Поднять брови -Наморщить лоб |
- Исследование объема и качества движений мышц глаз |
-Легко сомкнуть веки -Плотно сомкнуть века -Закрыть правый глаз, затем левый, подмигнуть |
-Исследование объема и качества движений мышц щек |
- Надуть левую щеку - Надуть правую щеку -Надуть обе щеки одновременно |
- Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз |
-Удивление -Радость -Испуг -Грусть -Сердитое лицо |
-Исследование символического праксиса (сначала по образцу, а затем по речевой инструкции) |
-Свист -Поцелуй -Улыбка -Оскал -Плевок -Цоканье |
Элективный курс для 5–7 классов. «Страницы русской истории на уроках
математики»
Каждому человеку нужно знать, какими были и как жили его давние и недавние предки, что довелось испытать и пережить народам нашей Родины на протяжении прошедших веков. Это лишь отдельные страницы, фр ...
Правовая защита детей
как направление социальной работы
Одним из основополагающих документов по вопросу защиты прав ребенка является Конвенция о правах ребенка, принятая в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН. Основные статьи этого документа: Статья 9. Де ...