В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В последние годы акцент исследований в детской логопедии сместился в сторону более раннего выявления отклонений в речевом развитии и раннего начала комплексной коррекционной работы.
Актуальностью проблемы является реальная возможность проведения коррекции несформированных компонентов в развитии ребенка в дошкольном возрасте, используя в полной мере потенциал сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции. Эффективно коррегировать темп психоречевого развития ребенка и предупредить возникновение вторичных нарушений. Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции.
Логопедическое воздействие на ранних этапах становления речевой функции опирается на взаимосвязанное рассмотрение вопросов умственного и социально-эмоционального развития с учетом специфики овладения основными функциями речи (номинативной, коммуникативной, когнитивной и другими) в данном возрасте.
Цель исследования: выявить и изучить проблему выявления предпосылок дисграфии у дошкольников старшего возраста.
Объект исследования: процесс формирования письменной речи.
Предмет исследования: серия диагностических заданий и упражнений по выявлению предпосылок дисграфии у дошкольников старшего возраста.
Гипотеза: так как у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи формируются предпосылки дисграфии, то более раннее выявление и предупреждение предпосылок дисграфии позволит эффективнее использовать сензитивный период развития речи, способствовать, в дальнейшем полноценному становлению письменной речи.
Задачи исследования:
Изучить специальную литературу о современном состоянии предпосылок дисграфии у детей дошкольного возраста.
Проанализировать понятие дисграфии, классификации ее видов с учета различных подходов.
Выявить закономерности и условия формирования письма у детей дошкольного возраста.
Провести анализ способов и приемов выявления предпосылок дисграфии.
Описать систему диагностических заданий для детей старшего дошкольного возраста с целью выявления предпосылок дисграфии.
Проанализировать методы предупреждения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе реализации программы диагностической методики выявить и проанализировать уровень тяжести выявленных предпосылок дисграфии.
В ходе экспериментального изучения оценить эффективность коррекционно-логопедического воздействия.
Провести математико-статистическую обработку результатов констатирующего и контрольного исследований.
Экспериментальное изучение выявления предпосылок дисграфии базировалось на современных представлениях:
- лингвистики о языке как важнейшем средстве:
общения людей;
освоения окружающей действительности и познания мира;
- философской теории познания, теории речевой деятельности, которые утверждают факт взаимосвязи в развитии:
языка и мышления;
речевой и познавательной деятельности;
- психолингвистики:
о трехкомпонентной структуре языковой способности, включающей синтаксический, семантический и фонологический компоненты;
- общей психологии и педагогике:
о ведущей роли общения и деятельности в формировании способностей;
о последовательности формирования умственных действий;
- специальной психологии и педагогике:
о диалектическом единстве речевого и психического развития;
о сущности речевого дефекта у детей с общим недоразвитием речи;
о необходимости формирования у них мотивации к коммуникативной и познавательной деятельности;
о комплексном, системном и функциональном семантическом подходах к коррекции имеющихся отклонений в развитии.
В работе использованы следующие методы исследования:
- теоретические – изучение литературы по теме исследования;
- эмпирические – анализ педагогической литературы, качественный и количественный анализ результатов, статистическая обработка данных.
Исследовательская работа проводилась на базе МОУ «Детский сад комбинированного вида № 330 г. Омска» среди детей старшего дошкольного возраста.
В I главе данной работы представлено теоретическое обоснование исследования проблемы дисграфии и ее предупреждения у детей старшего дошкольного возраста.
Во II главе представлен анализ существующих методик по выявлению предпосылок дисграфии у детей, раскрывается возможность использования этих методик для детей старшего дошкольного возраста. И с учетом того, что первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, так или иначе принимающих участие в формировании речи, влечет за собой последующие негативные изменения речевой системы в целом, были и подобраны задания и упражнения диагностической методики.
В III главе проведения практической исследовательской работы подтверждает возможность исполнения предложенных заданий и упражнений диагностической методики по выявлению предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста. А выбор оптимальной коррекционно-логопедической работы позволит предупредить дисграфию у детей еще до школы, то есть использовать максимально возможности сензитивного периода.
Практической значимостью данной работы является возможность использования конкретных приемов обследования нарушений речи, получение необходимых для анализа структуры речевых отклонений у детей и их всесторонняя оценка, что позволяет построить коррекционно-логопедическую работу, учитывая личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
Подходы к обучению информатике младших школьников с использованием
традиционных и электронных средств
В данном параграфе мы рассмотрим подходы к обучению младших школьников, психологические аспекты обучения с применением современных информационных технологий, преимущества и недостатки использования э ...
Основные компоненты содержания обучения аудированию и говорению на основе
аутентичного песенного материала
Содержание обучения в методике преподавания иностранных языков трактуется по-разному. С. Ф. Шатилов выделяет следующие компоненты содержания обучения: лексический и грамматический материал, правила о ...