В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Сегодня одной из актуальных задач педагогики является повышение эффективности процесса развития речи детей старшего дошкольного возраста. Хорошая речь - основное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
В Концепции дошкольного воспитания указано: "Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей".
На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи.
Проблема развития речи детей остается одной из актуальных, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.
Актуальность исследования заключается в недостаточной разработанности проблемы развития речи у старших дошкольников на занятиях театрального кружка в детском саду.
Объект исследования - развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие речи детей старшего дошкольного возраста на занятиях театрального кружка в детском саду.
Цель исследования - выявление влияния занятий в театральном кружке на развитие речи старших дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
раскрыть понятие, формы, функции и свойства речи;
составить психолого-педагогическую характеристику и выявить особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста;
выявить задачи и описать содержание занятий театрального кружка в условиях дошкольного учреждения в подготовительной к школе группе;
опытным путем выявить изменения в развитии речи старших дошкольников - участников театрального кружка "Теремок".
Методологической основой нашего исследования являются труды Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, в которых раскрыты общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста. Процесс овладения звуковым и грамматическим строем речи, проблема развития связной речи дошкольников изучены и описаны в работах О.Е. Смирновой, О.С. Ушаковой. Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи раскрываются А.М. Бородич, О.И. Соловьевой. Некоторыми аспектами речевого развития средствами театральной деятельности занимались М.Д. Маханева и Е.В. Мигунова.
В ходе решения поставленных задач использовались такие методы, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, экперимент.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие речи детей старшего дошкольного возраста на занятиях театрального кружка будет осуществляться наиболее эффективно, если используются:
игры-драматизации;
речевые игры;
артикуляционная и дыхательная гимнастики;
консультирование родителей и вовлечение их в процесс творческой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в практике дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, театральных кружков для детей старшего дошкольного возраста.
База исследования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 9 "Колокольчик" (далее - МБДОУ Детский сад № 9 "Колокольчик"), подготовительная к школе группа, театральный кружок "Теремок".
Результаты исследования прошли апробацию на VI международной студенческой заочной научно-практической конференции "Научное сообщество XXI столетия" в г. Новосибирске в декабре 2012 года, где была опубликована статья "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на занятиях театрального кружка в детском саду". По итогам участия в конференции получен сертификат. А также на внутривузовской научно-практической конференции "Катановские чтения".
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Характеристика социально –
педагогической деятельности в условиях детского дома
Деятельность социального педагога начинается с определения социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые пр ...
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся: создание атмосферы особой доброжелательности при опросе; снижение темпа опроса, разрешении дольше готовиться у доски; предложение учащимся пример ...