В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Обращение к поликультурному воспитанию как к средству воспитания детей в духе толерантного общения сейчас очень актуально. Необходимость воспитывать подрастающее поколение в рамках толерантности, за что ратуют передовые педагоги современности, предполагает терпимость к инакомыслию: вероисповеданию, языковой основе, политической сфере и т.д. Поликультурное воспитание – неотъемлемая часть духовного феномена народных масс.
В современных психолого-педагогических исследованиях выявлено, что социальная ориентировка детей в общественно-экономисеской сфере начинается со становления таких социально-нравственных ценностей как семья; толерантного отношения ко всем ее членам «понимания чувств близких и родных». Она помогает формированию уважительного отношения и в других сферах социально-экономической жизни общества: политической, нравственной, общественной и т.д.
Обращение к поликультурному воспитанию, как к духовному источнику, позволяющему, по мнению философов, психологов, педагогов гуманизировать воспитание, общественные отношения, поскольку яркие впечатления детства о доме, обычаях могут стать примером на всю жизнь.
Цель исследования – выявление оптимальных условий приобщения к поликультурному воспитанию учащихся средней школы.
Объект исследования – формирование поликультурного поля воспитанности у учащихся средней школы.
Предмет исследования – процесс формирования поликультурного поля воспитанности у учащихся средней школы посредствам уроков МХК и внешкольной работы.
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
изучать поликультурное воспитание, определить его содержание, стимул, формирования поликультурного поля воспитанности у учащихся средней школы;
выявление у учащихся средней школы уровня поликультурного поля воспитанности;
охарактеризовать особенности его появления и развития;
определить педагогические условия развития у учащихся средней школы устойчивого высокого уровня поликультурного поля воспитанности.
На современном этапе развития общества поликультурное воспитание возводится в ранг национальных политик, правительственных целей и партийных программ; создаются научные ассоциации, которые ежегодно проводят национальные и международные форумы по проблемам культурного плюрализма; открываются новые исследовательские институты, центры и программы; судебные и правоохранительные органы стали проявлять внимание к нарушениям, связанным с ущемлением прав человека. Этот факт свидетельствует, что поликультурность становится неотъемлемой частью профессионализма. Становится нормой включать в статусы и положения школ, университетов, правительственных органов, общественных организаций, больниц и предприятий принцип поликультурности. Школьные и внешкольные учебные учреждения активно вводят в свои программы предметы по поликультурному воспитанию учащихся или интегрируют материал, раскрывающий вопросы культурного многообразия, в уже существующие учебные программы.
Россия, как многонародное, многоэтническое и поликультурное государство, всегда пыталась найти продуктивные пути мирного взаимодействия различных этнических и других социокультурных групп, создать в обществе атмосферу согласия, взаимной дружбы, равенства, справедливости, творческого и ненасильственного разрешения проблем и конфликтов.
Мы считаем, что необходимо разрабатывать «простые и привлекательные принципы педагогики толерантности, рассчитанные на все слои общества и возрастные группы, а также предлагать учебные тексты и программы для аудиторий обучения…
Педагогика толерантности должна включать как общие процедуры, так и конкретные меры и приемы реакции на нетерпимость и на пути ее устранения или нейтрализации… разъясняющие природу прав человека и формы проявления нетерпимости в мире».
В задачи исследования входит разработка программы формирования у учащихся средней школы поликультурного сознания.
Исходные принципы:
гуманитарное мышление, стержень – человек и система его мира ценностей, взаимоотношений с окружающим миром;
педоцентризм – наиболее актуально для учащихся средней школы: преемственность воспитания современных культурных традиций. Знания о русской традиционной культуре способствуют развитию поликультурной ментальности воспитанника, его возрастной эрудиции, значимой подготовки к социальной жизни;
культурологический принцип – как основа усвоения поликультурного воспитания, образцы традиций и обычаев в поликультурном воспитании;
деятельный подход к формированию к поликультурной ментальности – организация театрально-игровой, дискуссионной деятельности по закреплению дидактического материала;
создание педагогической среды обеспечивает предметно-средовое, опосредованное формирование поликультурной ментальности.
Опытно-экспериментальная работа по формированию этнической
толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы
Исследования проводились на базе МБОУ СОШ №189 г. Новосибирска при участии учеников 2 «Г» класса (26 учащихся), обучающихся по программе «Планета знаний». Контингент 2 «Г» класса неоднороден по социа ...
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию
этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной
школы
Целью проведения данного исследования стало подтверждение гипотезы о том, что формированию этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы способствует правильная ...