Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Тифлопедагог дошкольного учреждения, его функциональные обязанности, содержание, формы и методы работы

Педагогика и воспитание » Организация и педагогическая деятельность дошкольных учреждений для детей с дефектами зрения » Тифлопедагог дошкольного учреждения, его функциональные обязанности, содержание, формы и методы работы

Страница 14

Программа «Тифлографика» Л.М. Егорминой

Тифлографика - теория построения рельефных рисунков, при­меняемых в качестве пособий при обучении слепых детей рельефно­му рисованию. Тифлографика знакомит с пространственной ориен­тировкой на рисунке, со способами оценки величины и формы изо­браженных предметов.

Отечественные и зарубежные тифлопедагоги (С. Геллер, С. М Гибор, О. И. Егорова, В. П. Ермаков, М. И. Земцова, К). А. Кулагин, Н. А. Семевский, А. И. Солнцева, В. Фромм) обос­новали возможности и условия использования рельефных рисунков слепыми детьми: рельефный рисунок только тогда выполняет роль наглядного пособия и является источником знания, когда у ребенка накоплены минимальные представления о предметах, сформировано умение соотносить объемные предметы с контурным изображением, когда ребенок обучен способам восприятия и воспроизведения рель­ефного рисунка - тифлографике.

Опытное обучение тифлографике слепых дошкольников дока­зало, что цель реализации программы может быть достигнута, если к обучению тифлографике приступить в сенситивный период. Этот возрастной период в развитии ребенка имеет важное компенсатор­ное значение, так как способствует преодолению отрицательных по­следствий нарушенных функций и нормализации развития детей, обогащает сенсорной опыт, формирует новые способы познаватель­ной деятельности.

1 год обучения

1. Развитие готовности сохранных анализаторов к работе по тифлографике.

2. Обучение воспроизведению рельефного изображения.

3. Обучение восприятию рельефного изображения.

Дети должны уметь:

осуществлять хватательные действия по указанию педагога;

выполнять задания по удержанию предметов с помощью педа­гога;

все задания по развитию осязательных ощущений осуществлять на уровне узнавания, выполнять задания совместно с педагогом, оречевляя производимые действия;

выполнять осязательное обследование вместе с педагогом оречевляя действие;

читать точку, линию, геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, выполненные точками и аппликационно;

определять верх и низ карточки и ориентироваться на ней;

соотносить простейшие реальные предметы с их моделями, барельефными изображениями этих предметов;

накалывать точки произвольно и в трафарете;

держать грифель в руке.

2 год обучения

1. Развитие готовности сохранных анализаторов к работе по тнфлографике.

2. Обучение восприятию рельефного изображения.

3. Обучение воспроизведению рельефного изображения.

Дети должны уметь:

выполнять задания по удержанию предмета по возможности самостоятельно;

дифференцировать поверхность по возможности самостоя­тельно;

выполнять осязательное обследование на уровне самостоя­тельной деятельности, оречевлять выполняемые им действия;

распознавать точку на плоскости среди других рельефных знаков;

ориентироваться на горизонтальной плоскости, находить за­данную рельефную линию и называть ее направление, определяя словом (короче, длиннее);

соотносить простейшие барельефы и их аппликационное изображение с натуральным объектом, находить их среди предло­женных, использовать остаточное зрение для восприятия и узнава­ния аппликации по цвету;

совместно с педагогом накалывать во внутреннем трафарете изображения;

держать грифель, ручку;

узнавать двухмерные изображения с разной плотностью то­чек;

совместно с педагогом выкладывать орнамент из геометриче­ских фигур;

проводить линию по трафарету;

создавать контур плоских предметов при помощи природных материалов.

3 год обучения

1. Развитие готовности сохранных анализаторов к работе по тнфлографике.

2. Обучение восприятию рельефного изображения.

3. Обучение воспроизведению рельефного изображения.

Дети должны уметь:

самостоятельно оречевлять действия по узнаванию фактуры поверхности;

одновременно «рассматривать» двумя руками изображения из заданной точки с выделением ведущей и контролирующей руки;

различать 2, 3 точки на расстоянии в 1 мм, расположенные в одной плоскости;

иметь представление о видах линий и способах их выполне­ния;

активно использовать остаточное зрение на понятие «цвет»;

иметь навык восприятия контурного изображения от задан­ной точки;

иметь навык создания контура предмета;

проводить линию по опорным точкам;

осуществлять штриховку в заданном направлении;

дорисовывать предмет по заданной аппликации;

выполнять орнамент по опорной аппликации;

правильно держать грифель, шариковую ручку.

4 год обучения

1. Развитие готовности сохранных анализаторов к работе по тнфлографике.

2. Обучение восприятию рельефного изображения.

3. Обучение воспроизведению рельефного изображения.

Дети должны уметь:

одновременно удерживать два предмета в двух руках;

использовать в практической деятельности навыки осязатель­ных ощущений;

использовать остаточное зрение совместно с активным осяза­нием при дифференцировке сенсорных эталонов;

дифференцировать вертикальные и горизонтальные по­верхности малознакомых предметов, оречевляя действия с ними;

распознавать 6 точек, расположенных па расстоянии 1 мм и различных комбинациях;

узнавать рельефное изображение предмета, выполненное аппликационно и контуром;

распознавать простейшие сюжетные рисунки;

выполнять простейшие рисунки и орнаменты на брайлевском приборе;

делить лист на 2 и 4 части;

рисовать предметы геометрической формы в трафарете;

дорисовывать предметы по опорной аппликации;

правильно использовать грифель при распознавании точек в приборе.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15

Нюансы образования:

Технические умения и навыки у детей 4-5 лет
Детское творчество с раннего возраста развивает композиционное мышление, формирует потребность образного представления и умения передавать свои чувства, эмоции, ощущения. Оно помогает создавать выраз ...

Построение образовательной программы по истории с точки зрения компетентностного подхода
Индивидуальная система ценностных ориентации человека является важнейшей подсистемой личности. Она создается и закрепляется всем жизненным опытом человека. Эта система обеспечивает устойчивость лично ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru