Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Направления лексической работы

Страница 2

Методом чувственного восприятия могут быть объяснены и глаголы, обозначающие голоса птиц: «затрещит в лесу дрозд», «тонко просвистит рябчик», стук дятла: «застучит на сухом дереве труженик дятел» («Русский лес» Соколова-Микитова, II класс). Эти звуки могут быть прослушаны в записи, а лучше - во время экскурсии в парк или в лес, на луг, в поле. Значения глаголов труда также раскрываются в самих процессах труда: «рыхлить землю», «засевать пашню зерном», «пропалывать всходы» («Славка» Е. Пермяка, III класс): учащиеся сами выполняют эти трудовые операции на пришкольном участке.

ж) Замена объясняемого слова его синонимом (обычно - доминантой синонимического ряда) - один из наиболее часто применяемых приемов: холят - ухаживают, окружают заботой; витязь - воин; нарекся - назвался. Прием не вызывал бы возражений - тем более что его применение требует значительной активности школьников,- если бы при этом не возникала одна довольно частая ошибка. Например, дети читают отрывок из повести В. Катаева «Сын полка»: «Как не похож был этот Горбунов (в бою) на того Горбунова, которого Ваня привык видеть,- чисто выбритого, белого, розового, доброжелательного. Но если тот Горбунов был просто хорош, то этот был прекрасен». Разбирая значение слов хорош и прекрасен, дети в обоих случаях заменяют их нейтральным красивый, начисто стирая выразительность языка писателя. Такая замена не обогащает, а обедняет речь учащихся, так как уводит их от эмоционально окрашенных, выразительных слов, обладающих оттенками значения, к словам стилистически нейтральным, лишенным оттенков и окрасок. В подобных случаях уместен другой прием: объяснить, что слова просто хорош и прекрасен в данном случае автор противопоставляет, чтобы подчеркнуть яркий образ солдата в бою, грозного, могучего, охваченного радостью победы над врагом.

з) Некоторые слова могут быть объяснены путем подбора антонимической пары. Так, слово тусклый становится понятным детям, если ему противопоставить уже известное ранее слово яркий; слова старт и финиш легче понять и запомнить, если они употреблены в одном тексте как обозначение начала и конца пути соревнующихся спортсменов. Примером использования смысловой противоположности слов может служить стихотворение В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»: чтобы лучше понять слово неряха, используются слова чистый, опрятный, аккуратный. Сопоставляются значения слов трус и храбрый.

и) Наконец, многие слова могут быть разъяснены на основе развернутого описания, иногда состоящего из группы слов, иногда - из нескольких предложений. Этот способ разъяснения значений слов ценен тем, что он позволяет сохранять непринужденность беседы. Например, в стихотворении Джанни Родари «Всемирный хоровод» приводятся названия национальностей. Детям задается вопрос: «Кто где живет?» В развернутых ответах раскрываются значения слов абиссинцы, англичане, эскимосы и др.

Разнообразие приемов и повышение активности самих учащихся в объяснении значений слов - важнейшая задача словарной работы в начальных классах.

«Каждый человек – взрослый и ребенок – владеет незначительной частью лексики своего национального языка, которая является его личным словарным запасом». Потребность в расширении словарного запаса учащихся определяется разными причинами. Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, газет, журналов обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые им слова.

Слова по-разному используются в функционально-стилистических разновидностях языка, что связано с особенностями их основных и дополнительных лексических значений. Понимание детьми этой связи – основа обучения школьников умению употреблять известные и новые слова в собственных высказываниях.

Перечисленные факторы определяют следующие цели обогащения словарного запаса учащихся:

количественное увеличение слов качественное совершенствование имеющегося запаса слов;

обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами.

Лексическая, или словарная, работа в начальных классах проводится как количественное обогащение словаря, работа над значениями слов, оттенками значений, уместным употреблением, над активизацией словаря. Она вплетается в уроки чтения, развития речи, языковой теории. Работа в основном практическая: объяснение значений слов (семантизация), включение их в текст, в собственную речь (активизация), выяснение сочетаемости нового слова, его переносных значений, некоторые случаи многозначности.

Лексическая работа в начальном обучении русскому языку строится на основе особенностей словаря школьников:

неточность употребления слов в речи;

недостаточное знание глагольных синонимов;

сравнительно небольшой словарный запас;

проблемы в семантизации многозначных слов;

трудности в усвоении абстрактной лексики.

Поэтому при отборе слов для наблюдений необходимо привлекать те лексические единицы, которые включены в орфографический минимум каждого года обучения и помогают решить проблемы словаря учащихся. Детям даются упражнения на отработку многозначных слов, синонимов и антонимов, которые постепенно усложняются. Один из эффективных приемов подачи новой лексики – наглядность.

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Школа диалога культур
I. Исходные предпосылки. Мы исходим из того, что школа призвана подготовить человека, способного отвечать не только требованиям уже сложившейся, наличной ситуации, претендующим на всеобщую нормативно ...

Начальный этап становления личности ребенка
В старшем дошкольном возрасте (5,5 - 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно - сосудистой, эндокринной, опорно-двигат ...

Категории
Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru