В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
«Пополнение словарного запаса учащихся (как активного, так и пассивного) является одной из главных проблем обучения русскому языку в начальной школе и играет важную роль в решении общей задачи широкой языковой подготовки учащихся». Изучение лексики у младших школьников связано с усвоением основ грамматики и правописания. Работа со словом и его значением крайне важна, еще и потому, что детям прививается интерес к изучению родного языка, постигается роль слова в художественных текстах, развивается речь учащихся. «Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке (являясь центральной единицей языка, оно несет разнообразную семантическую информацию – понятийную, эмоциональную, функционально-стилистическую и грамматическую; заполняя определенные позиции в коммуникативных единицах – предложениях, слово обеспечивает акты речевого общения людей), во-вторых, потребностью в постоянном пополнении запаса слов (чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме)». Работа над пополнением словарного запаса учащихся привлекала внимание методистов и учителей русского языка еще в ХIХ в. Так Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врожденный дар слова». И.И. Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не оставалось неизвестных их памяти и непонятных их умам» слов. К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа». В данной курсовой работе рассматриваются особенности лексики школьников начального обучения, упражнения, которые лучше предлагать ученикам для развития их словарного запаса. Выбранная тема («Элементы лексики в начальном обучении русскому языку») актуальна: анализ особенностей словаря младших школьников показывает, как наиболее эффективно спланировать уроки по изучению слова и его семантики.
Цель данной работы - исследование процесса усвоения элементов лексики в начальной школе.
Задачи:
1. Изучение некоторых особенностей словаря младших школьников;
2. Выявление принципов отбора слов для наблюдений;
3. Анализ методики преподавания элементов лексики.
Объект исследования: методика преподавания русского языка в начальной школе.
Предмет исследования: элементы лексики в начальном обучении русскому языку.
В нашем исследовании мы опирались на методические статьи из журнала «Начальная школа», сборника «Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах» под ред. Н.С. Рождественского, на труды таких методистов, как Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская, М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, Н.П. Каноныкин, Н.А. Щербакова и т.д.
Практическая значимость – материал курсовой можно использовать учителям начальных классов, при чтении курсов методики преподавания русского языка на педагогических факультетах.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы периодических изданий по данной теме.
Некоторые особенности
словаря младших школьников
Словарный запас учеников начальных классов отличается от лексикона старших школьников. Дети не сразу усваивают лексическое значение многих слов. Среди особенностей словаря учащихся начальной школы мо ...
Виды воображения
Воображение может быть 4 основных видов: 1) активное - характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы; 2) пассивное - обра ...