Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Осмысление и систематизация материала

Страница 1

При работе с литературой нужно стремиться не только к заимствованию материала. Рекомендуется параллельно обдумывать найденную информацию. Этот процесс может совершаться в течение всей работы над собственной темой – тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, могут стать основой для получения нового знания.

Когда накоплен достаточный материал в виде цитат, размышлений, таблиц, схем и иллюстраций, можно приступать к его осмыслению и систематизации. Если записи сделаны на листках бумаги, то их раскладывают и группируют по смыслу, стремясь отыскать содержательные и логические связи.

Осмысление – это поиски ответов на интересующие вопросы. Исходя из поставленных задач, в ходе осмысления материала отыскиваются ответы на вопросы: «что? где? когда? почему? зачем и для какой цели?». Ответы должны быть обоснованными, то есть представлены аргументы, доказывающие справедливость выводов. Ответы должны быть непротиворечивыми, за исключением случаев иррационально-сложных феноменов, где возможны ситуации дополнительности и диалектического противоречия.

Нередко осмысление понимают как описание и объяснение фактов, такую задачу обычно ставят перед собой историки – описать, как это было «на самом деле».

При работе над литературными источниками необходимым являются их отбор и оценка. Необходимым является использование только проверенных научных фактов. Научные факты характеризуются такими свойствами, как новизна, точность, объективность и достоверность. Новизна научного факта говорит о принципиально новом, неизвестном до сих пор предмете, явлении или процессе.

Очень полезным приемом работы с литературными источниками является составление картотеки научных источников по теме. Грамотно составленная картотека даже при беглом обзоре заго­ловков позволяет охватить проблему в целом. Структура карточки, по мнению В.П. Кохановского, может выглядеть так (Схема: Приблизительная структура карточки анализа литературы):

Схема: Приблизительная структура карточки анализа литературы

Тема

Раздел темы

Общий термин

Ключевой термин

Полное название работы с выходными данными, количеством страниц

Внутренняя нумерация

Библиотечный шифр, код, идентификатор

Информационные материалы по данной работе, соответствующие разделу темы, проясняющие общий и ключевой термины. Материалы могут даваться в форме описания или/и цитирования с точным воспроизведением текста и указанием соответствующей страницы

Общая характеристика структуры всей работы (основные разделы с номерами страниц)

Библиографию следует вести и хранить так, чтобы сведения о необходимом документе легко можно было бы найти даже спустя много лет и после завершения работы. Библиографические карточки объединяют в библиографическую картотеку с помощью приспособлений для их упорядочивания, например кляссера, ящика или коробки. Использование компьютера меняет лишь форму ведения библиографии, но не принцип. В компьютерных программах также используется идея картотеки: библиографические сведения заносят в «электронные карточки». Размещают карточки либо по алфавиту, либо по группам. Чаще всего группы карточек выделяются по тематическому принципу, но можно, например, распределить карточки и иными способами, например, так: «Заказать», «Заказано», «Найти», «Ксерокопировать». Достоинством картотечной формы ведения библиографии является возможность сравнительно легкого изменения порядка расположения, быстрого добавления новых данных или, наоборот, удаления лишних.

Выражение внутренней самодеятельности человеческого организма – ещё одна из составляющих индивидуального в образовательном процессе. «При образовании, писал П.Ф. Каптерев, постоянно заботятся о научении, сообщении, внушении, запоминании, убеждают, выговаривают, исправляют, всё своё лучшее хотят передать образуемому. … Но остановиться на таком понимании образовательного процесса невозможно, т.к. внутренняя сторона его остаётся при этом совершенно незатронутой, всё дело представляется лишь с внешней стороны, поверхностно, а потому неправильно». Рассуждая об этой – активной – позиции учащегося в образовательном процессе, Каптерев говорил: «… основа школы и источник её успехов и усовершенствования есть саморазвитие человека, применение к школьному обучению тех начал и методов, которыми совершаются самовоспитание и самообразование». Одним из видов самостоятельной работы является самостоятельная работа с литературными источниками.

Страницы: 1 2

Нюансы образования:

Дидактическая игрушка как средство формирования словаря детей раннего возраста
В раннем детстве речевое воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общении с взрослыми, сверстниками. Воспитательный процесс протекает наиболее успешно, когда наряду с повседневным общение ...

Сенсорное воспитание дошкольников с нарушением зрения
Сенсорное воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий. В процессе восприятия ребенок пост ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru