Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Некоторые особенности словаря младших школьников

Педагогика и воспитание » Процесс усвоения элементов лексики в начальной школе » Некоторые особенности словаря младших школьников

Словарный запас учеников начальных классов отличается от лексикона старших школьников. Дети не сразу усваивают лексическое значение многих слов. Среди особенностей словаря учащихся начальной школы можно выделить:

недостаточное знание глагольных синонимов,

сравнительно небольшой словарный запас,

неточность употребления слов в речи,

проблемы в семантизации многозначных слов,

несоответствие слова и понятия,

трудности в усвоении абстрактной лексики.

Из-за бедности словаря для младших школьников характерны частые повторы, неточные употребления слов в речи. Но даже при правильном их использовании, значения слов в сознании учеников носят житейские представления: «лететь – двигаться на большой высоте над землёй», «герой – это смелые и храбрые люди, работают в МЧС, они спасают людей, которые попали в беду». В процессе изучения понятий ученики начинают мыслить отвлеченно.

Проблемы у детей возникают при усвоении многозначных слов. В сознании школьников они, обычно, представлены одним конкретным значением. Фразу «держитесь правой стороны» первоклассники воспринимают буквально: «держаться руками за правую сторону, за перила». Ученикам легче объяснить семантику нового слова, чем уже знакомого.

Если многозначное слово выступает как термин, то детям потребуется много времени, чтобы оно наполнилось новым содержание. Работа над такого рода лексикой может помочь решить одну из задач обучения – развить в ребёнке творческое, проблемное мышление. В начальных классах учащиеся активно пополняют свой словарный запас, испытывают повышенный интерес к освоению языка. На этом этапе необходимо развивать в ребёнке такие качества речи, как точность и логичность. «Проблемные задачи, составленные на лексическом материале, основанные на использовании средств языковой выразительности, таких как явления полисемии, омонимии, синонимии, антонимии, эффективно влияют на развитие основ проблемного способа мышления у младших школьников», развивают у них умение правильно употреблять слово в соответствующем контексте и способствуют устранению речевых ошибок.

Отвлечённые понятия также вызывают трудности у младших школьников. Причина – более развитое наглядно – образное мышление. Полезно знакомить детей со словами группы «Человеческие отношения» (такими, как: безжалостный, вежливость, грубый, доверять, ласка, правда, преданный, чуткий, щедрость и др.). Стоит учесть, что у девочек лексика человеческих отношений больше, чем у мальчиков, у которых словарь основан на предметном мире. Такая работа поможет не только обогатить словарный запас учащихся, но и сформировать нравственные положительные качества личности.

Учитывая указанные особенности речи младших школьников можно отметить, что для обогащения лексикона детей необходимо уточнять и развивать значения слов, добиваться понимание учениками переносных значений слов и осмысления лексики, её употребления.

Нюансы образования:

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru