Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Особенности функционирования школы в условиях авторитарного управления

Педагогика и воспитание » Функционирование педагогической системы в условиях авторитарного управления » Особенности функционирования школы в условиях авторитарного управления

Страница 2

Специальные исследования показали, что хотя в условиях авторитарного стиля руководства можно выполнить в количественном отношении больший объем работы, чем в условиях демократического, но качество работы, оригинальность, новизна, присутствие элементов творчества будут на такой, же порядок ниже. Авторитарный стиль предпочтительнее для руководства простыми видами деятельности, ориентированными на количественные результаты.

Таким образом, основой авторитарного стиля является сосредоточение всей власти и ответственности в руках руководителя, что дает ему преимущество в установлении целей и выборе средств их достижения. Последнее обстоятельство играет двоякую роль в возможности достижения эффективности.

С одной стороны, авторитарный стиль управления проявляется в порядке, срочности выполнения задания и возможности предсказать результат в условиях максимальной концентрации всех видов ресурсов. С другой - формируются тенденции к сдерживанию индивидуальной инициативы и одностороннему движению потоков информации сверху вниз, отсутствует необходимая обратная связь.

В современном образовательном учреждении должность директора понимается на принципиально новых основаниях. Это уже не учитель, который совсем недавно возглавлял школу. Это, прежде всего, менеджер, то есть профессиональный управленец. А значит, и требования к нему строятся на понимание управления как особой профессии.

Прежде всего, современный директор как педагогический менеджер должен обладать набором качеств, позволяющим ему стать лидером своего учреждения, индивидуальным стилем деятельности, определенным уровнем организационной культуры; владеть технологией управленческой деятельности, т.е. владеть основными функциями управления: планированием, организацией, руководством и контролем.

Однако, согласно данным исследователей, в управлении современной школой как педагогической системой все еще сильны авторитарные тенденции (из всех стилей руководства в образовании сейчас лидирующее положение занимает авторитарный стиль управления школой (40 %).

В школьной практике преобладает тип школьного руководителя с авторитарным стилем управления. Г.Л. Фриш отмечает, что в последнее время значительно увеличился поток жалоб учителей на стиль авторитарный стиль взаимоотношений руководителя, педагоги жалуются не на то, что делает директор, а на то, как это делается. Так, директор школы, проводя совещание с учителями говорит: «В моей школе будут такие порядки, которые я установлю!» Ответ другого руководителя на критические замечания учителей: «Я никого не задерживаю, не нравится - уходите!» .

Авторитарный руководитель школы считает, что учителя не обладают управленческими знаниями, а главное, желанием решать вместе с ним сложные задачи управления школой. Попытка помочь решить какие-либо вопросы, касаемые управления, понимаются им, как попытка «покушения» на его кресло. Его маниакальность простирается так далеко, что он пытается решать сам весь комплекс учебно-воспитательных, научных и методических проблем. Безусловно, при использовании такого стиля, учителя соответственно и ведут себя. Они стараются сразу покинуть стены школы, не вникают в вопросы, которые касаются решения проблем на уровне школы в целом, а не их класса конкретно. То есть работники школы стараются выполнить минимум работы. Еще больший вред наносит такой способ подчинения эмоционально-нравственному климату коллектива школы. Учителя стараются сплотиться в неформальные группы «сопротивления» авторитару или, наоборот, «ломаются» под его жестким натиском. Плохо и первое и второе, так как в этих ситуациях страдает учебно-воспитательный процесс: в таком «душном» пространстве не до креативных решений.

Школьная управленческая система обладает огромной инерцией: способ реализации управленческих принципов, функций, методов, стилей чаще всего остается традиционным, что неизбежно ведет к усилению администрирования в управлении, сковывает инициативу руководителей нижних уровней, учителей и учащихся.

Таким образом, можно выделить следующие особенности функционирования педагогической системы в условиях авторитарного управления:

- способ принятия решений - единоличный с подчиненными;

- способ доведения решений до исполнителя - приказ, распоряжение, команда; не интересуется причинами неисполнения его приказов учителями и другими работниками школы, для него главным является исполнение его приказов во что бы то ни стало;

- подбор и увольнение сотрудников - принятие единоличного решения;

- использование стимулов и мотивации - использование страха наказания и материальных стимулов;

- контроль - жесткий контроль руководителя;

- манера общения - формальная манера общения;

- распределение ответственности - полностью в руках директора школы;

- отношение к знаниям - считает, что все сам знает, пресекает инициативу педагогического коллектива;

- отношение к общению с подчиненными - отрицательное, соблюдает дистанцию; вникает во все детали жизни коллектива, тем самым усиливая зависимость педагогического коллектива от себя;

Страницы: 1 2 3 4

Нюансы образования:

Принцип доступности и индивидуализации
Содержание образования, средства, формы и методы его трансформации в элементы опыта личности учащегося должны быть адекватны возрастным особенностям, состоянию здоровья, уровню физического развития и ...

Психофизиологические особенности учащихся второго класса
Младший школьный возраст - это период с 6-7 до 9-10 лет, принято характеризовать как один из кризисов развития, в связи с тем, что в этот период происходят глубокие многообразные изменения в протекан ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru