Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Формирование технолого-методической компетентности учителя химии

Педагогика и воспитание » Формирование технолого-методической компетентности учителя химии

Страница 1

Компетентностно-ориентированное образование обозначило новые требования к качеству подготовки выпускников вузов, определив их в виде уровня сформированности компетенций. Анализ педагогических исследований в области компетентностно-ориентированного образования показал, что среди педагогов нет единой точки зрения на определения понятий «компетенция» и «компетентность».

Учитывая трактовку данных понятий разными авторами (В. И. Байденко, И. А. Зимняя, В.В. Краевский, А. К. Маркова, Н. Ф. Радио- нова, А. П. Тряпицына, А. В. Хуторской и др.), мы в своей работе будем придерживаться следующих определений.

Под компетенцией будем понимать заранее заданную совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимую для эффективной педагогической деятельности. А под компетентностью - владение педагогом соответствующей компетенцией, включающее его личностные качества и отношение к педагогической деятельности.

Для нашего исследования наиболее важным является понятие профессиональной компетентности, так как содействие её становлению - главная цель подготовки любого специалиста.

В структуре профессиональной компетентности учителя разные авторы выделяют различные составляющие: профессионально-педагогическую компетентность (Н. В. Кузьмина, Н. В. Лобанова), профессионально-методическую (Е. Я. Аршанский, М. А. Шаталов), педагогическую (Л. М. Митина), методическую (В. А. Адольф, Н. В. Кузьмина, О.В. Тумашева, В. С. Шаган), интеллектуально-педагогическую (Н. В. Введенский), ключевые, базовые и специальные компетентности (В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына) и др.

Для нас наибольший интерес представляют специальные профессионально-педагогические компетентности учителя химии, среди которых мы выделяем технолого-методическую компетентность. Необходимость выделения специальной технолого-методической компетентности диктуется поворотом учебно-воспитательного процесса в системе общего химического образования к технологизации обучения. Это, в свою очередь, требует изменений в системе профессионально-методической подготовки педагога-химика, а именно - включение в неё специальной технологической подготовки.

Под технологической подготовкой педагога мы понимаем процесс и результат формирования у него технологических знаний и умений, специальных профессиональных качеств, освоения им необходимого опыта новой деятельности, определяющей готовность учителя к технологизации обучения химии.

Взяв за основу определение, данное Н. Е. Кузнецовой, мы под технологизацией процесса обучения понимаем процедуру трансформации и широкого внедрения различных педагогических технологий и их элементов в реальный процесс обучения с целью повышения его рациональности, управляемости, результативности и эффективности в соответствии с образовательными потребностями общества.

Технологическая подготовка наряду с методической входит в дидактическую систему подготовки учителя химии. Эти два вида подготовки тесно связаны между собой, взаимно проникают друг в друга, образуя единую технолого-методическую подготовку, и должны осуществляться в единстве.

Важнейшим интегративным показателем качества подготовки учителя химии к технологизации обучения мы считаем технолого-методическую компетентность педагога.

Под технолого-методической компетентностью мы понимаем интегральную профессионально-личностную характеристику специалиста, предполагающую владение технологическими и методическими знаниями, умениями и способами деятельности, признание их ценности для эффективной профессиональной деятельности, наличие опыта применения в обучении различных педагогических технологий, готовность и способность к самообразованию и совершенствованию в области технологизации обучения химии.

Эффективность формирования технолого-методической компетентности зависит от разных факторов, но в том числе и от того, насколько полно находят отражение в подготовке студентов составляющие её компетенции. Анализ технологической подготовки студентов и учителей позволил нам сделать вывод о низком уровне технолого-методической компетентности большинства из них, и о том, что в настоящее время отсутствуют общие подходы к формированию такой компетентности и единые требования к структуре и содержанию технолого-методических компетенций.

На основе анализа профессиональной деятельности учителя и придерживаясь в целом мнений Ю. Ю. Гавронской, М. М. Шалашовой, М. А. Шаталова, мы выделяем в группе специальных профессиональных компетенций учителя химии технолого-методические, являющиеся структурно-функциональными единицами техно- лого-методической компетентности (см. рисунок).

Под технолого-методическими компетенциями мы понимаем заранее заданную совокупность технологических и методических знаний, умений, навыков и опыта педагогической деятельности с использованием технологического подхода к обучению.

Анализ исследований разных авторов (Ю. Ю. Гавронская, С. А. Дочкин, А. А. Маши- ньян, В. М. Монахов, М. С. Пак, Ф. Т. Шагеева и др.) позволил нам представить технолого-методические компетенции учителя химии как единство четырёх компонентов: знаниевого, деятельностного, мотивационно-аксиологического и личностного.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Нюансы образования:

Профессиональное самоопределение
Молодой человек, вступающий с самостоятельную взрослую жизнь, имеет сегодня возможность свободно выбирать не только профессию, но и образ жизни, и то, какое социальное место в обществе он займёт, кем ...

Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем Китае
В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru