Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Формирование технолого-методической компетентности учителя химии

Педагогика и воспитание » Формирование технолого-методической компетентности учителя химии

Страница 1

Компетентностно-ориентированное образование обозначило новые требования к качеству подготовки выпускников вузов, определив их в виде уровня сформированности компетенций. Анализ педагогических исследований в области компетентностно-ориентированного образования показал, что среди педагогов нет единой точки зрения на определения понятий «компетенция» и «компетентность».

Учитывая трактовку данных понятий разными авторами (В. И. Байденко, И. А. Зимняя, В.В. Краевский, А. К. Маркова, Н. Ф. Радио- нова, А. П. Тряпицына, А. В. Хуторской и др.), мы в своей работе будем придерживаться следующих определений.

Под компетенцией будем понимать заранее заданную совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимую для эффективной педагогической деятельности. А под компетентностью - владение педагогом соответствующей компетенцией, включающее его личностные качества и отношение к педагогической деятельности.

Для нашего исследования наиболее важным является понятие профессиональной компетентности, так как содействие её становлению - главная цель подготовки любого специалиста.

В структуре профессиональной компетентности учителя разные авторы выделяют различные составляющие: профессионально-педагогическую компетентность (Н. В. Кузьмина, Н. В. Лобанова), профессионально-методическую (Е. Я. Аршанский, М. А. Шаталов), педагогическую (Л. М. Митина), методическую (В. А. Адольф, Н. В. Кузьмина, О.В. Тумашева, В. С. Шаган), интеллектуально-педагогическую (Н. В. Введенский), ключевые, базовые и специальные компетентности (В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына) и др.

Для нас наибольший интерес представляют специальные профессионально-педагогические компетентности учителя химии, среди которых мы выделяем технолого-методическую компетентность. Необходимость выделения специальной технолого-методической компетентности диктуется поворотом учебно-воспитательного процесса в системе общего химического образования к технологизации обучения. Это, в свою очередь, требует изменений в системе профессионально-методической подготовки педагога-химика, а именно - включение в неё специальной технологической подготовки.

Под технологической подготовкой педагога мы понимаем процесс и результат формирования у него технологических знаний и умений, специальных профессиональных качеств, освоения им необходимого опыта новой деятельности, определяющей готовность учителя к технологизации обучения химии.

Взяв за основу определение, данное Н. Е. Кузнецовой, мы под технологизацией процесса обучения понимаем процедуру трансформации и широкого внедрения различных педагогических технологий и их элементов в реальный процесс обучения с целью повышения его рациональности, управляемости, результативности и эффективности в соответствии с образовательными потребностями общества.

Технологическая подготовка наряду с методической входит в дидактическую систему подготовки учителя химии. Эти два вида подготовки тесно связаны между собой, взаимно проникают друг в друга, образуя единую технолого-методическую подготовку, и должны осуществляться в единстве.

Важнейшим интегративным показателем качества подготовки учителя химии к технологизации обучения мы считаем технолого-методическую компетентность педагога.

Под технолого-методической компетентностью мы понимаем интегральную профессионально-личностную характеристику специалиста, предполагающую владение технологическими и методическими знаниями, умениями и способами деятельности, признание их ценности для эффективной профессиональной деятельности, наличие опыта применения в обучении различных педагогических технологий, готовность и способность к самообразованию и совершенствованию в области технологизации обучения химии.

Эффективность формирования технолого-методической компетентности зависит от разных факторов, но в том числе и от того, насколько полно находят отражение в подготовке студентов составляющие её компетенции. Анализ технологической подготовки студентов и учителей позволил нам сделать вывод о низком уровне технолого-методической компетентности большинства из них, и о том, что в настоящее время отсутствуют общие подходы к формированию такой компетентности и единые требования к структуре и содержанию технолого-методических компетенций.

На основе анализа профессиональной деятельности учителя и придерживаясь в целом мнений Ю. Ю. Гавронской, М. М. Шалашовой, М. А. Шаталова, мы выделяем в группе специальных профессиональных компетенций учителя химии технолого-методические, являющиеся структурно-функциональными единицами техно- лого-методической компетентности (см. рисунок).

Под технолого-методическими компетенциями мы понимаем заранее заданную совокупность технологических и методических знаний, умений, навыков и опыта педагогической деятельности с использованием технологического подхода к обучению.

Анализ исследований разных авторов (Ю. Ю. Гавронская, С. А. Дочкин, А. А. Маши- ньян, В. М. Монахов, М. С. Пак, Ф. Т. Шагеева и др.) позволил нам представить технолого-методические компетенции учителя химии как единство четырёх компонентов: знаниевого, деятельностного, мотивационно-аксиологического и личностного.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Нюансы образования:

Исследование распространения наркотиков в подростковой среде г.Новосибирска
Массовый репрезентативный опрос в рамках известных пределов точности измерения может дать достоверные ответы (в числовом выражении) на ряд актуальных вопросов. Прежде всего, можно измерить уровни рас ...

Особенности использования методов обучения на уроках математики
Методы обучения, источником учебной информации которых выступает слово в устной или письменной форме, называются словесными. Они, в основном, используются при сообщении новых знаний, но могут применя ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru