Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Сущность управления функционированием педагогической системы

Страница 1

Функционирующая школа – это школа, работающая в режиме традиционных форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса и дающая, как правило, устойчивый стабильный результат. Инновации осуществляются, но носят эпизодический характер.

Школа, успешно функционирующая , то есть, строго говоря, выполняющая свое предназначение в нынешних, характеризующихся высокой скоростью изменений условиях - обозначает способность соответствовать непрерывно меняющимся требованиям.

Для нее характерны следующие особенности:

• организация ориентирована на традиции и поэтому в разработке целей и стратегий опирается на прошлый опыт, считая его достаточным основанием для планирования;

• в организации поощряются стабильность и прошлые заслуги;

• источником профессионально значимой информации являются в основном внутриорганизационные процессы, и вообще, здесь опираются на внутренние ресурсы;

• организационная структура стабильна или немного разрастается; реакции на возникающие проблемы следуют с некоторым запаздыванием;

• склонность к риску минимальна.

Многие ученые посвятили свои работы системному подходу, в которых в разной степени полноты рассматривается такое явление, как педагогическая система. Разные авторы дают следующие формулировки понятия «система»:

1) множество взаимосвязанных компонентов, составляющих определенное целое в своем строении и функционировании (С.И. Архангельский);

2) определенная общность элементов, функционирующих по внутренне присущим ей целям (Ю.К. Бабанский);

3) выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единством управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное единство (Т.А. Ильина);

В качестве педагогической системы рассматривается и учебный процесс, и средства, методы, организационные формы обучения;

4) любой процесс, проходящий в определенных условиях, в совокупности с этими условиями (В.П. Беспалько);

Функционирование и саморазвитие образовательного процесса как педагогической системы - главное условие его существования.

Процесс управления является одним из сложных, многоаспектных, динамических, видов человеческой деятельности. Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на достижение целей функционирования и развития объекта управления на основе выработки решений, регулирования, организации, контроля происходящих в управляемой системе процессов.

Как отмечает В.И. Загвязинский, управление может носить непосредственный или опосредованный характер; быть жестким или мягким, оставляющим управляемой системой значительный диапазон выбора вариантов и траекторий развития; обеспечивающим функционирование на достигнутом уровне или развивающим, нацеленным на совершенствование существующей системы.

А.С. Красиков рассматривает управление как целенаправленный процесс воздействия на объект с целью сохранения, функционирования и развития управляемой системы, перевода ее в новое качественное состояние.

Управление как феномен представляет собой системное образование, включающее ряд компонентов и отвечающее всем требованиям, предъявляемым к системам. В соответствии с методическим подходом к проблеме создания и функционирования педагогических систем, любые процессы, протекающие в определенных условиях, в совокупности с этими условиями называет системами; системы, в которых осуществляются педагогические процессы, называются педагогическими системами.

Н.В. Кузьмина определила педагогическую систему как "множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчинённых целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей".

Педагогические системы – относительно устойчивые совокупности функционально связанных и упорядоченных элементов (компонентов) деятельности ее субъектов, взаимодействующих в целях достижения заранее определенных результатов образования, воспитания, обучения и развития человеческой индивидуальности и личности.

Л.Г. Викторова, синтезировав представления многих учёных-педагогов, дала своё определение понятию педагогическая система: «педагогическая система - это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, образующих целостное единство, подчинённое целям воспитания и обучения». При этом Л.Г. Викторова замечает: «ведущим принципом организации системы является принцип целостности, поскольку именно он включает в себя и структуру, без которой невозможно создание системы, и связи (в том числе связи управления), без которых невозможно функционирование системы» .

Многочисленные подходы к определению понятия "педагогическая система" можно объединить в две группы. В первой группе определений в качестве существенного признака указывается целостность (В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова), во второй группе - система рассматривается как "совокупность элементов вместе с отношениями между ними" .

Страницы: 1 2 3 4

Нюансы образования:

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru