Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Исследование эксперимента Н.А. Менчинской «Выявление психологической инерции действия на развития технического мышления учащихся»

Педагогика и воспитание » Развитие технического мышления учащихся в процессе трудового обучения » Исследование эксперимента Н.А. Менчинской «Выявление психологической инерции действия на развития технического мышления учащихся»

Страница 1

В исследованиях, проведенных под руководством Н.А. Менчинской, было показано, что в процессе обучения нередко возникает такое психологическое явление, как инерция действия, которое затрудняет поиск новых решений. Психологически инерция действия может сравниться с законом инерции (К.И. Поварнина), инерцией внимания (Н.Н. Ланге), инерцией мышления (А.А. Люблинская), доминантой (А.А. Ухтомский), стереотипом (И.П. Павлов), установкой (Д.Н. Узнадзе), переносом (Е.Н. Кабанова-Меллер) и феноменом тормозящего влияния прошлого опыта, что особенно ярко проявляется в технической деятельности учащихся.

Основная цель данного исследования состояла в том, чтобы выявить инерцию действия, приводящую при решении технических задач к проблемным ситуациям. Задачи исследования были следующими: а) выявить психологические условия возникновения и выявления инерции действия; б) выяснить, как влияет инерция действия на успешность технической деятельности.

Методика фронтального обследования

Фронтальное обследование проводилось с учащимися школы № 20 Херсона (120 человек), экспериментальной школы № 91 Москвы (90 человек), а также с учащимися, занимающимися в авиамодельных и ракетно-космических кружках Свердловска, Киева, Сум и Ижевска (всего 90 человек). Испытуемым были предложены следующие три задания:

1. На листовом материале необходимо построить развертки следующих одиннадцати объектов: угольника, сечения швеллера, квадратной рамки, цилиндра, коробки, параллелепипеда прямого, параллелепипеда наклонного, куба, пирамиды, конуса и шара.

2. Необходимым условием для полета планера и самолета являются крылья. Приведите примеры иных летательных аппаратов, для полета которых крылья не являются обязательными. Назовите законы природы, которые положены в основу полета каждого летательного аппарата.

3. При полете летательного аппарата создается подъемная сила, которую для плоского воздушного змея и для профиля крыла можно изобразить графически (рис. 1). Как схематически изобразить подъемную силу: а) профиля крыла птицы, б) коробчатого воздушного змея, в) ракеты?

Рис. 1. Схематическое изображение подъемной силы: А — плоского воздушного змея, Б — профиля крыла.

Испытуемым раздавались задания, лист бумаги и карандаш. Время ограничивалось одним академическим часом. Для обработки привлекались материалы, полученные в IV, VI, VIII классах.

Первое задание позволяло получить наибольшее число ответов. Из 3300 возможных— 1910 правильных.

Второе задание должно было показать, встречается ли психологическая инерция действия в применении знаний испытуемыми. Так, в качестве правильного ответа некоторые испытуемые ошибочно называли вертолет. Но крыло планера, самолета и воздушный винт вертолета работают по одним и тем же законам аэродинамики. Правильными ответами были: ракета, которая летает по законам реактивного движения (закон сохранения импульса), спутник, который совершает орбитальные полеты по законам тяготения. Из 900 возможных было получено 608 правильных ответов.

В третьем задании предполагалось выявить инерцию действия не только в знаниях, но и в умениях испытуемых. Сущность задания характеризуется:

а) необходимостью сопоставления схематического изображения подъемной силы крыла птицы с профилями крыла самолета или планера;

б) необходимостью построения проекции на плоскость коробчатого воздушного змея для схематического изображения его подъемной силы, т.е. сведения к варианту плоского воздушного змея, распределение сил для которого уже дано в условиях задачи;

в) необходимостью отвлечься от представления подъемной силы крыла или воздушного змея для схематического изображения подъемной силы ракеты, так как законы полета ракеты принципиально иные. Испытуемые, не знающие этих законов, естественно, не могли выполнить это задание. Здесь из 900 возможных было получено только 263 правильных ответа.

Фронтальное обследование ставило целью выбор из числа школьников и кружковцев тех испытуемых для индивидуального эксперимента, которые лучше других выполнили первое, второе и третье задания. При анализе полученных данных стало ясно, что для индивидуального эксперимента наиболее приемлемо первое задание. Второе и третье задания имеют очень много условий, которые невозможно учесть, что затрудняет изучение психологической природы инерции действия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Нюансы образования:

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru