Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Лексическая сторона речи с точки зрения лингвистики и психолингвистики

Педагогика и воспитание » Особенности лексической стороны речи у детей с ОНР » Лексическая сторона речи с точки зрения лингвистики и психолингвистики

Страница 1

Лексика (от гр. lexikos – «словарный») – это словарный состав языка. Богатство любого языка определяется прежде всего его словарём. Словарный состав русского языка необычайно разнообразен. К. Паустовский отмечал: «Богатства русского языка неизмеримы. Они просто ошеломляют. Для всего, что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения».

Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в самой его природе: в его свойстве быть средством связи между человеком и окружающим миром, или, как говорят языковеды, внеязыковой реальностью. Свойство это объясняется знаковой сущностью языка. Язык целесообразно рассматривать как знаковую систему, кодирующую (шифрующую) окружающую человека действительность (внеязыковую реальность). Знаки языка – это морфемы, слова, словосочетания, предложения.

Кроме знаковых элементов, в языке содержаться и внеязыковые элементы – фонемы, просодемы. Вне языка они ничего не обозначают, но служат для конструирования языковых знаков; в лингвистике такие языковые единицы называют фигурами. Ребёнок, обучающийся речи, должен запомнить (узнавать на слух и артикулировать) все фигуры – фонемы и просодемы родного языка, чтобы конструировать из них языковые знаки. Школьник, обучающийся письменной речи, должен научиться соотносить фонемы и просодемы своей устной речи с буквами и другими графическими знаками.

Смысл языковых знаков (морфем, слов, словосочетаний, предложений) – это их соответствие предметам, действиям, признакам, отношениям реального мира, которые они обозначают. Следовательно, понимать языковой знак – значит соотносить определённую морфему, слово и т.д. с конкретным явлением действительности. Например, слово книга понимают все говорящие на русском языке, потому что соотносят с ним определённую вещь; словоформу в книге (форму предложного падежа существительного) понимают все как ответ на вопросы где? в чём?.

Речью называют правильное использование лексических и грамматических знаков языка для общения, познания, саморегуляции. Речью же называют и конкретные случаи использования знаков языка.

Правила употребления лексических и грамматических знаков языка называют нормой языка. Языковые нормы устанавливаются традиционно. Например, в русском языке есть суффиксы –тель, -щик, -ист, которые образуют слова с о значением лица (водитель, носильщик, велосипедист). Человек, владеющий нормами языка, не ошибается в употреблении этих суффиксов: он не скажет «возильщик», «носилист», «велосипедитель», поскольку помнит, что так не говорят.

Итак, обучать ребёнка речи – значит помогать ему усваивать «материю языка» (тренировать органы речи), облегчать понимание смысла знаков языка – лексического и грамматического (тренировать интеллект), учить выражать оценку реальности с помощью лексических и грамматических знаков (тренировать эмоции и чувства), облегчать запоминание литературной нормы.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребёнка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребёнка; полноценное – значит достаточное по объёму языкового материала и побуждающее ребёнка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени.

Внимание к развитию речи ребёнка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда. Для функции речетворчества таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Речь развивается в процессе подражания. По данным физиологов, подражание у человека – это безусловный рефлекс, инстинкт, т.е. врождённое умение, которому не учаться, а с которым уже рождаются, такое же, как умение дышать, сосать, глотать и т.д.

Подражает ребёнок сначала артикуляциям, речедвижениям, которые видит на лице говорящего с ним человека (матери, воспитателя).

Первоначальная функция речи, по мнению Л.С. Выготского, заключается в установлении контакта с окружающим миром. На ранних стадиях использование речи носит ситуативный характер и привязано к деятельности, осуществляемой совместно с другими людьми (как правило, взрослыми).

Предпосылками к формированию и дальнейшему развитию речи служат два фактора. Во-первых, это неречевая деятельность ребенка по изучению и преобразованию окружающей действительности. Во-вторых, на формирование речи влияет речевая деятельность взрослых. Второй момент оказывает решающее влияние на формирование и пополнение словарного запаса.

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Актуальность опыта
Исходя из итогов социального обследования моего класса, я выяснила, что младшие школьники имеют огромное желание учиться, но у них разный уровень развития. А игра делает обучение доступным, интересны ...

Объективное содержание конфликтной ситуации
1. Участники конфликта. В любом конфликте основными действующими лицами являются люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица (например, в семейном конфликте), как официальные лица (конфлик ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru