Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Представления о поведении учащихся в зарубежных философско-педагогических концепциях XX века

Педагогика и воспитание » Эволюция представлений о поведении субъекта образовательной среды в педагогической мысли XX века » Представления о поведении учащихся в зарубежных философско-педагогических концепциях XX века

Страница 1

Процесс изменений представлений о поведении в зарубежной педагогике XX века мы можем проследить, анализируя зарубежные педагогические концепции этого времени. Поскольку для педагогики методологической основой является философия, то соответственно в основе педагогических концепций лежат конкретные философские направления – прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, бихевиоризм и т.д.

Так, американский философ и педагог Дж. Дьюи развил философскую концепцию прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс) в педагогическое направление инструментализма, в основе которого лежали идеи сближения воспитания с жизнью: "Школа не должна быть оторвана от жизни, обучение – от воспитания". С точки зрения Дьюи необходимо отказаться от теоретически отвлечённых форм в учебно-воспитательном процессе и взять за основу активность учеников, т.е. воспитание и обучение должно происходить в процессе выполнения учениками реальных практических дел. Таким образом, ученики будут активно познавать мир, учиться совместной деятельности и преодолению трудностей и разногласий. В этой части педагогические взгляды Дьюи близки по духу ранним советским педагогическим системам, где ученик является активным деятелем совместного, коллективного труда. Однако, развивая далее свои идеи, он приходит к тому, что в основе процесса обучения и воспитания должны лежать интересы ребёнка: "…мы должны стать на место ребёнка и исходить из него. Не программа, а он должен определять как качество, так и количество обучения".

Такая "прикладная" педагогика потеряла свою популярность к 60-м годам XX века в связи с тем, что качество образования оставляло желать лучшего. В условиях научно-технической революции снижение качества обучения было недопустимо, производство, да и сама жизнь, нуждались в людях с упорядоченными знаниями и твёрдыми принципами поведения. Поэтому педагогика Дьюи была пересмотрена и дополнена в соответствии с новыми веяниями жизни и возродилась вновь в виде неопрагматизма, в основе которого лежало понимание воспитательного процесса как процесса социализации личности.

Сторонники неопрагматической (гуманистической) педагогической концепции – А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс, Э. Келли и др., в центр процесса воспитания и обучения ставят личность ученика, усиливая индивидуалистическую направленность воспитания. Сточки зрения этих исследователей "Человек не нуждается в поисках оснований своих действий вне самого себя, своих собственных размышлений и оценок. Окружающие его люди, их мнения, общественные нормы и принципы не могут служить основанием для выбора, ибо их функция состоит в контроле, критике поведения человека, и поэтому они могут только мешать его самовыражению, его росту". А. Маслоу, к. Роджерс рассматривают поведение в рамках взаимоотношений – только так индивид может удовлетворить свои основные потребности, заключающиеся в "требовании признания заслуг". Однако такие требования препятствуют свободному поведению индивида и мешают развитию и осознанию им собственной личности.

Таким образом, неопрагматисты провозглашают полную свободу поведения личности на уровне произвола. Более того, именно в таком поведении ими усматривается сама возможность активности личности "поскольку в своих действиях она ничем не связана, руководствуется лишь своими желаниями, своей волей". С течением времени неопрагматизм не потерял своей популярности и занимает ведущее положение в странах западного мира до сих пор, не смотря на критику многих положений.

Наряду с неопрагматизмом на Западе стало развиваться такое философско-педагогическое направление как неопозитивизм, чьё появления было стимулированно научно-технической революцией. В настоящее время это направление получило название "новый гуманизм", а некоторые его положения представлены в науке в виде "сциентизма".

С точки зрения представителей этого течения – Р.С. Питерса, А. Харриса, Жд. Вильсона и других, – учебно-воспитательный процесс должен быть полностью освобождён от любых мировоззренческих идей, так как реалии научно-технического прогресса требуют проявления не идеологии, а "рационального мышления", для формирования которого в первую очередь нужно развивать интеллект ученика.

С точки зрения сторонников нового гуманизма система воспитания должна быть полностью гуманизирована, поскольку во всех сферах социума на первый план необходимо поставить принцип справедливости, как основополагающий принцип отношений между людьми. Важно прекратить манипулирование поведением личности и "создать условия для её свободного самовыражения, для осуществления человеком обстоятельного выбора в конкретной ситуации и тем самым предупредить опасность формирования унифицированных форм поведения".

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Способы повышения самооценки подростков 11-14 лет
Учителю не просто справиться с проблемой подростков, с повышением уровня их самооценки. Проблема эта, как правило, базируется на принудительном школьном попечительстве. Подросток не бунтует против уч ...

Содержание школьного курса физики – один из источников формирования познавательных интересов
В педагогике установлено пять критериев интересности содержания учебного материала. Проследим место каждого из них на уроках физики. Новизна учебного материала, неожиданность многих выводов и законов ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru