Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Представления о поведении учащихся в зарубежных философско-педагогических концепциях XX века

Педагогика и воспитание » Эволюция представлений о поведении субъекта образовательной среды в педагогической мысли XX века » Представления о поведении учащихся в зарубежных философско-педагогических концепциях XX века

Страница 2

Что же касается сциентизма, то с позиций этого направления критерием зрелости личности может быть только рациональное мышление, а не чувства, только так человек сможет реализоваться и самостоятельно программировать своё развитие. Таким образом, основное внимание в воспитании личности необходимо уделять развитию человеческого "Я".

Философско-педагогическое направление экзистенциализм продолжает развивать идеи неопозитивизма, провозглашая главной ценностью мира личность. К представителям этого течения относят Э. Брейзаха (США), М. Марселя (Франция), О.Ф. Больнова (Германия), Т. Мориту (Япония), А. Фаллико (Италия), Дж. Кнеллера и многих других. Поскольку каждая личность уникальна и неповторима, то она формирует свою собственную, присущую только ей нравственность. Современный мир подавляет личность, он полон опасностей, угрожающих человеку и поэтому личности всё труднее развиваться, реализовываться и сохранять свой внутренний мир. Человек по сути своей одинок во враждебном окружающем мире, в котором социум нацелен на унификацию личности, её поведения, тем самым нанося огромный ущерб нравственной самостоятельности человека.

Экзистенциалисты утверждают, что объективные закономерности воспитания и обучения отсутствуют, но теория воспитания "претендует на всеобщность, а у каждого человека своё субъективное видение мира, и человек сам творит свой мир таким, каким он хочет его видеть". То есть человек такой, каким он хочет быть, он в состоянии сам себя воспитать, природа и интуиция помогут ученикам определить свой путь самореализации. С точки зрения экзистенциализма основой воспитательного воздействия является подсознание, то есть ощущения, чувства, интуиция гораздо важнее интеллекта, логики и, соответственно, сознания.

Необходимо заметить, что в педагогике экзистенциализма достаточно много направлений, все они объединены недоверием к воспитанию и отрицанием педагогической теории. Особенно, по мнению экзистенциалистов, самобытности и уникальности личности вредит коллектив, превращая человека в "стадное животное", поэтому следует отказаться от школ и от учебных программ в принципе. Учитель должен создавать атмосферу свободы для более полного самовыражения личности и предоставить возможность каждому выбирать свой путь.

Другой точки зрения придерживаются представители католической педагогики неотомизма – Ж. Маритен, У. Каннигам, М. Стефанини (Италия), Р. Ливингстон (Англия), Е. Жильсон (Франция) и другие. Они считают, что для воспитания полноценного человека необходимо "истинное образование", заключающееся "в приобщении молодёжи к культуре на основе религиозных ценностей, в воспитании веры в Бога, приближающей человека к высшему проявлению его разума". Для успешной реализации учебно-воспитательного процесса наука и религия должны успешно взаимодействовать, дополняя друг друга: "…науке отводится область земных естественных явлений, религии – духовных идей, идущих от Бога и не подчиняющихся законам природы".

Концепция этого педагогического направления наиболее чётко была сформулирована Ж. Маритеном и заключается в том, что поскольку человек имеет двойную природу, а соответственно представляет собой единство материи и духа, то он является одновременно и индивидом и личностью. Как индивид человек материален и подчиняется законам природы и социума. Как личность человек возвышается над всем материальным и обладает бессмертной душой, а значит, может быть подчинён только Богу. Потому только религия, "знающая истинный ответ на вопрос о сущности человека", а не наука может определить цели воспитания, в основе которого должно быть духовное начало.

Таким образом, цели неотомической педагогики лежат в плоскости общечеловеческих ценностей: любви к ближнему, честности, доброты, самопожертвования. Воспитание этих качеств в молодёжи даёт ей возможность самосовершенствоваться на земле, а в потустороннем мире спасти свою душу. Что же касается содержательной части учебно-педагогического процесса, то Маритен выразил это в универсальной, по его мнению, формуле разграничения "истины разума и истины веры".

Наиболее конкретно поведение рассматривалось в психолого-педагогической концепции технократического воспитания – необихевиоризме. Такое воспитание основывалось на "новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение".

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Теоретические подходы к проблеме изучения памяти в психологии
Память можно определить как способность к получению, сохранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запеч ...

Отечественная методология внеклассного чтения
Путь отечественной методики к читателю-школьнику был долгим и неровным. Его характеризовали подъемы и спады, удачи и поражения, яркие эпизоды сотрудничества учителя и учеников и годы отчуждения. Слов ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru