Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Генезис идеи развития в педагогическом наследии

Страница 1

Основной категорией педагогической науки значится развитие. Так, "предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса. Приведенное определение предмета педагогики имеет далеко не формальное значение. Оно ориентирует не только исследователей, но и практических работников школы на изучение и всестороннее осмысление процесса развития личности, а также тех глубинных зависимостей, которые существуют между этим развитием и воспитанием. Чтобы разрабатывать теорию воспитания, необходимо хорошо знать, как развивается и формируется личность, какие факторы оказывают влияние на это развитие и формирование". Использование понятия "развитие" в определении предмета педагогики указывает на значимость данной категории в педагогической теории.

"Развитие - это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических, психических, и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, его сущности и назначения". "Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низких форм жизни и деятельности к высшим".

Анализ педагогической литературы показал, что границы применения в педагогике общенаучного понятия "развитие" остаются не совсем определенными. "В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическое, психическое, духовное, социальное и др. стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами". Физическое развитие понимается как "прогрессивные изменения его роста, веса, пропорций тела, накопление мышечной силы и т.д. Взаимосвязано с физическим физиологическое развитие человека. Изменяются функции организма в области деторождения, пищеварения, сердечно-сосудистой и нервной системы. В свою очередь, физическое и физиологическое развитие лежит в основе психического развития как развитие духовное. Постоянно усложняются и углубляются процессы отражения человеком действительности: ощущения, восприятие, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации и т.д. Социальное развитие человека есть продолжение психического развития. Оно состоит в постоянном вхождении его в общество - в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и др. отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях".

"Важным видом человеческого развития является интеллектуально-идеологическое, общедуховное. Интеллектуальное развитие представляет собой формирование у ребенка способности к овладению и пользованию различными типами мышления (эмпирическим, образным, теоретическим, конкретно-историческим, диалектическим в их единстве). Его органической частью является умение подвергать самостоятельному анализу события и явления действительности, делать самостоятельные выводы и обобщения".

"Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. Духовное развитие все более признается сердцевиной, ядром становления личности в человеке.

Страницы: 1 2

Нюансы образования:

Типологическое подразделение конфликтов
"подлинный" — когда столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-л. легко изменяющегося фактора; "случайный или условный" — когда ко ...

Сравнительная характеристика педагогической и социально-педагогической деятельности
Социально-педагогическая деятельность по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, из которой она выделилась, однако имеет и свою специфику. Педагогическая деятельность — это разнови ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru