Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Значение хореографии в формировании эстетического, духовно-нравственного развития личности

Страница 1

Рассмотренная нами периодизация психического развития ребенка связана с анализом процесса формирования его деятельности и сознания. Как такая периодизация относится к развитию личности ребенка? При поиске ответа на этот вопрос следует отметить, что в психологии до сих пор отсутствует единый подход к определению сущности понятия личности человека (по этой проблеме ведутся дискуссии). Попытку свести воедино разные подходы к проблеме личности предпринял Б.Ф.Ломов. "Несмотря на различие трактовок личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выявляется направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному как динамическая тенденция" (С.Л.Рубинштейн), "смыслообразующий мотив" (А.Н.Леонтьев), "формирующее отношение" (В.Н.Мясищев), "основная жизненная направленность (Б.Г.Ананьев), "динамическая организация сущностных сил человека" (А.С.Прангишвили).

Направленность действительно в определенной степени характеризует общий подход ряда психологов к пониманию личности; при этом следует помнить о том, что направленность связана, прежде всего, с мотивационной сферой человека, о чем в свое время писал С.Л Рубинштейн: "Проблема направленности – это, прежде всего в динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь, определяясь ее целями и задачами".

Попытку выявить специфическое содержание личности предпринял А.В.Петровский. Личность, с его точки зрения, выступает как идеальная представленность индивида в других людях, как его "инобытие" в них (и, между прочим, в себе как "другом"), как его персонализация. "Если бы мы сумели зафиксировать существенные изменения, который данный индивид произвел своей реальной предметной деятельностью и общением в других индивидах, и в частности в самом себе как "другом", что формирует в других идеальную его представленность – его "личность", то мы получили бы наиболее полную его характеристику именно как "личности".

Л.И.Божович много лет специально изучавшая процесс формирования личности в детском возрасте, в своих последних работах сформулировала ряд положений, относящихся к тем центральным психологическим образованиям, которые, с ее точки зрения, характеризует личность ребенка от одного года до семнадцати лет. Личностным новообразованием первого года жизни ребенка являются "мотивирующие представления", которые освобождают его от "диктата" внешних воздействий и превращают его в субъекта деятельности. Центральным новообразованием у ребенка трех лет является "система я" и рождаемая его потребность действовать самому. У ребенка семи лет – личностным новообразованием служит сложившаяся у него внутренняя позиция, когда ребенок начинает переживать себя в качестве социального индивида. В подростковом возрасте таким образованием является способность ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня, а в юношеском возрасте (15-17 лет) – осознание своего места в будущем, своей "жизненной перспективы".

В своих обобщающих работах Л.И.Божович называет "личностными новообразованиями" то, что сама же обозначает как субъект действий и отношений, его осознания себя социальным индивидом, его самосознание, выраженное во "внутренней позиции". Все это реальные психологические новообразования (другое дело, с какими возрастами они соотносятся), однако в действительности они связаны с формированием субъекта деятельности, сознания и самосознания, общественного индивида. "Личностными" же все это Л.И.Божович называет по традиции, идущей в частности еще от Л.С.Выготского, который писал о термине "личность". "То же, что принято обычно называть личностью, является не чем иным, как самосознанием человека, возникающим именно в эту пору: новое поведение человека становится поведением для себя, человек сам, осознает себя как известное единство.

Страницы: 1 2 3 4

Нюансы образования:

Тест – опросник удовлетворенности браком
Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятие себя и партнера, мнения и оценки, установки и т.д. Каждому утверждению соответств ...

Основные виды деятельности педагога в соответствии с должностью
Педагог в соответствии с должностью осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях (интернате при школе, общежитии, группах, группах продл ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru