Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Патриотическое воспитание молодежи средствами этноязыковой идентификации

Педагогика и воспитание » Патриотическое воспитание молодежи средствами этноязыковой идентификации

Страница 3

Несмотря на очевидные преимущества билингвизма, у него находятся противники. То и дело появляются различные теории, в основе которых лежит стремление к достижению моноязычия, которое якобы является необходимым условием оформления дагестанского этноса. Так, М.Г.Магомедов предлагает ввести в учебные планы "новый синтетический язык". Он, по мысли автора, востребован необходимостью "одного лидирующего языка, способного постепенно консолидировать народ, превратить его, наконец, в единую дагестанскую нацию, создать предпосылки для бесконфликтного, естественного нарождения в республике новой общности, говорящей на едином нахдагском языке" [2, с. 8]. Изучение этого языка обеспечит Дагестану "настоящий прорыв в дальнейшем социокультурном развитии", более того, как пишет М.Г.Магомедов, будет устранен "мощный барьер на пути консолидации его народов — беспрецедентное многоязычие". Автор убежден, что "гипотетическое появление нахскодагестанского языка неизбежно повлечет за собой нарождение просвещенных поколений людей, которые искренне будут ощущать и называть себя дагестанцами, они создадут базу для обновленного культурного пространства единого Дагестана, живущего не фольклорным прошлым, а созидательным настоящим и будущим" [2, с. 13]. Однако мы не можем согласиться с идеей создания новой нации с помощью искусственного языка. Она антинаучна, поскольку противоречит логике исторического развития Дагестана, а ее реализация может привести к утрате национального своеобразия, разрушению культурной традиции.

Противники билингвизма предлагают и другой путь его искоренения — преимущественное освоение родного языка как главного инструмента познания. Так, В.Г.Костомаров и О.Д.Митрофанова рекомендуют снизить уровень функционирования русского и поднять престиж национального языка. Человеку, который воспримет этот совет вне контекста конкретной этнолингвистической обстановки, трудно возразить против него. Однако, если исходить не из абстрактной формулы соотношения родного и второго языка, а из реальной действительности дагестанской полиэтнии, сужение ареала функционирования русского языка не только не станет фактором функциональной активизации родного, но и окажется причиной целого ряда негативных последствий в социокультурной жизни народов республики. Нельзя забывать, что русский язык выполняет функции, неподвластные и непосильные национальным: межэтническое общение, обучение в старших классах средней школы, среднее специальное и высшее образование, научно-исследовательская деятельность, телевещание, система сервиса и т.д.

Мы разделяем понимание, которое вкладывает в термин "родной язык" В.А.Аврорин: «Научное определение понятия "родной язык", которое не следует отождествлять с понятием официально-паспортным и различного рода метафорическими употреблениями соответствующего термина, может иметь следующий вид: родным является тот язык, которым данный человек или коллектив людей наиболее свободно и активно пользуется во всех случаях жизни, с помощью которого они, в частности, — и это особенно показательно — чаще и легче выражают свои мысли любого содержания, т.е. на котором они обычно думают". Из этого определения вытекает мысль о том, что дагестанско-русский билингв, свободно владеющий своим национальным и русским языками, пользующийся ими в свойственных им областях общественной жизни, может идентифицировать себя как носитель двух родных языков, что соответствует дагестанской культурной традиции и создает уникальные возможности для всестороннего развития личности.

Владение несколькими языками для дагестанцев является непременным условием этнической идентификации, которая в случае билингвизма предполагает учет не столько этнического, сколько социального аспекта. В связи с этим следует остановиться на проблеме этнической и межэтнической социализации личности. "Этническая социализация, — пишет З.Т.Гасанов, — это воздействие менталитета этноса на человека, приобщение его к истории, культуре, родному языку, традициям своего народа, в процессе которого им осознается своя национальная принадлежность. Этническая социализация формирует национальное самосознание индивида". Соответственно, сущность межэтнической социализации заключается в освоении личностью воздействующих на нее межнациональных, межконфессиональных, межкультурных отношений. В Дагестане человек получает межэтническую социализацию в разнонациональной коммуникативной среде в процессе игровой, учебной, трудовой и т.д. деятельности. При этом важнейшее значение придается процессу речевого общения, так как только оно способствует актуализации ментальной сферы человека. Монолингвальный дагестанец, знающий только язык своей национальности, получивший этническую социализацию, отличается от дагестанско-русского билингва отсутствием межэтнической социализации. В свою очередь межэтническая социализация монолингва с единственным русским языком неполновесна, так как в ее основе нет этнической составляющей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Нюансы образования:

Общая психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало реч ...

Функции процесса обучения
Философия определяет функции как внешние проявления свойств какого-либо объекта в данной системе. С этой точки зрения, функции процесса обучения являются его свойствами, знания которых обогащает наше ...

Категории
Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru