Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Патриотическое воспитание молодежи средствами этноязыковой идентификации

Педагогика и воспитание » Патриотическое воспитание молодежи средствами этноязыковой идентификации

Страница 3

Несмотря на очевидные преимущества билингвизма, у него находятся противники. То и дело появляются различные теории, в основе которых лежит стремление к достижению моноязычия, которое якобы является необходимым условием оформления дагестанского этноса. Так, М.Г.Магомедов предлагает ввести в учебные планы "новый синтетический язык". Он, по мысли автора, востребован необходимостью "одного лидирующего языка, способного постепенно консолидировать народ, превратить его, наконец, в единую дагестанскую нацию, создать предпосылки для бесконфликтного, естественного нарождения в республике новой общности, говорящей на едином нахдагском языке" [2, с. 8]. Изучение этого языка обеспечит Дагестану "настоящий прорыв в дальнейшем социокультурном развитии", более того, как пишет М.Г.Магомедов, будет устранен "мощный барьер на пути консолидации его народов — беспрецедентное многоязычие". Автор убежден, что "гипотетическое появление нахскодагестанского языка неизбежно повлечет за собой нарождение просвещенных поколений людей, которые искренне будут ощущать и называть себя дагестанцами, они создадут базу для обновленного культурного пространства единого Дагестана, живущего не фольклорным прошлым, а созидательным настоящим и будущим" [2, с. 13]. Однако мы не можем согласиться с идеей создания новой нации с помощью искусственного языка. Она антинаучна, поскольку противоречит логике исторического развития Дагестана, а ее реализация может привести к утрате национального своеобразия, разрушению культурной традиции.

Противники билингвизма предлагают и другой путь его искоренения — преимущественное освоение родного языка как главного инструмента познания. Так, В.Г.Костомаров и О.Д.Митрофанова рекомендуют снизить уровень функционирования русского и поднять престиж национального языка. Человеку, который воспримет этот совет вне контекста конкретной этнолингвистической обстановки, трудно возразить против него. Однако, если исходить не из абстрактной формулы соотношения родного и второго языка, а из реальной действительности дагестанской полиэтнии, сужение ареала функционирования русского языка не только не станет фактором функциональной активизации родного, но и окажется причиной целого ряда негативных последствий в социокультурной жизни народов республики. Нельзя забывать, что русский язык выполняет функции, неподвластные и непосильные национальным: межэтническое общение, обучение в старших классах средней школы, среднее специальное и высшее образование, научно-исследовательская деятельность, телевещание, система сервиса и т.д.

Мы разделяем понимание, которое вкладывает в термин "родной язык" В.А.Аврорин: «Научное определение понятия "родной язык", которое не следует отождествлять с понятием официально-паспортным и различного рода метафорическими употреблениями соответствующего термина, может иметь следующий вид: родным является тот язык, которым данный человек или коллектив людей наиболее свободно и активно пользуется во всех случаях жизни, с помощью которого они, в частности, — и это особенно показательно — чаще и легче выражают свои мысли любого содержания, т.е. на котором они обычно думают". Из этого определения вытекает мысль о том, что дагестанско-русский билингв, свободно владеющий своим национальным и русским языками, пользующийся ими в свойственных им областях общественной жизни, может идентифицировать себя как носитель двух родных языков, что соответствует дагестанской культурной традиции и создает уникальные возможности для всестороннего развития личности.

Владение несколькими языками для дагестанцев является непременным условием этнической идентификации, которая в случае билингвизма предполагает учет не столько этнического, сколько социального аспекта. В связи с этим следует остановиться на проблеме этнической и межэтнической социализации личности. "Этническая социализация, — пишет З.Т.Гасанов, — это воздействие менталитета этноса на человека, приобщение его к истории, культуре, родному языку, традициям своего народа, в процессе которого им осознается своя национальная принадлежность. Этническая социализация формирует национальное самосознание индивида". Соответственно, сущность межэтнической социализации заключается в освоении личностью воздействующих на нее межнациональных, межконфессиональных, межкультурных отношений. В Дагестане человек получает межэтническую социализацию в разнонациональной коммуникативной среде в процессе игровой, учебной, трудовой и т.д. деятельности. При этом важнейшее значение придается процессу речевого общения, так как только оно способствует актуализации ментальной сферы человека. Монолингвальный дагестанец, знающий только язык своей национальности, получивший этническую социализацию, отличается от дагестанско-русского билингва отсутствием межэтнической социализации. В свою очередь межэтническая социализация монолингва с единственным русским языком неполновесна, так как в ее основе нет этнической составляющей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Нюансы образования:

Выделите положительные и отрицательные стороны развивающего обучения
Даже беглое знакомство с программами развивающего обучения позволяет установить их столь разительное отличие от привычных программ начальной школы, что естественно возникает вопрос: по силам ли такое ...

Проведение комплексной диагностики. Констатирующий эксперимент
Целью констатирующего эксперимента является выявление психологического уровня развития ребёнка вновь прибывшего в детский дом и соответствие его возрастной норме, выявление проблемы для последующего ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru