Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Психологические условия формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся средних и старших классов к занятиям физической культурой

Педагогика и воспитание » Психологические условия формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся средних и старших классов к занятиям физической культурой

Страница 1

Мотивационная сфера школьника является важным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отображает внутреннее желание и интерес учащихся к занятиям, их активное, осознанное отношение к учению. Только при наличии сильных, глубоких побуждений и мотивов школьников, их учебная деятельность будет протекать эффективно. Поэтому качество работы преподавателя физической культуры во многом определяется тем, насколько он осознает сущность мотивации учения, включая факторы, влияющие на нее, а так же методы ее формирования.

В связи с тем, что на сегодня в Украине общие показатели физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ (ООШ) находятся на достаточно низком уровне, а соматическое здоровье подрастающего поколения в последние годы значительно ухудшилось, происходит переоценка роли значимости оздоровительной физической культуры и рекреации. Повышение уровня здоровья средствами физического воспитания, создание условий для удовлетворения потребностей в занятиях физической культурой, формирование социальной ориентации молодежи на здоровый образ жизни – является актуальной проблемой современной системы образования Украины, реализация которой невозможна без активизации в сознании самих учащихся мотивационно-ценностного отношения к физической культуре.

Анализ последних исследований и публикаций. Формирование мотивации учения неразрывно связано со специфическими психологическими характеристиками. Исследованием мотивации учебного процесса в теории и методике физического воспитания, педагогике и педагогической психологии занимаются достаточно давно, и этому направлению посвящено множество работ как отечественных, так и зарубежных авторов. Специалисты рассматривают мотивацию как основной фактор детерминанты поведения человека, удовлетворения социальных и познавательных потребностей, которые складываются и изменяются в процессе всей его жизнедеятельности.

В процессе учебной деятельности одних учащихся в большей мере мотивирует сам процесс познания, других – отношения с другими людьми. Однако именно их качество определяет сущность личности школьника, а также ее направленность в учебной деятельности.

При организации воспитательной работы по развитию мотивации на занятиях по физической культуре, учителю необходимо учитывать общие тенденции возрастного развития школьников, что в первую очередь является отправной точкой в эффективности дальнейшей работы.

Так, в средних классах, одной из особенностей мотивации учебной деятельности является возникновение у школьников стойкого интереса к определенному предмету. Этот интерес не возникает ситуативно на конкретном уроке, а формируется постепенно по мере накопления знаний. Основным мотивом учения старшеклассника является его подготовка к вступлению в профессиональное учебное заведение. Выбор профессии становится психологическим мотивом развития старших школьников, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию. Старшеклассники в большей мере начинают интересоваться теми предметами, которые им «пригодятся» для подготовки к будущей профессии.

Формулировка цели и задач работы. Целью данного исследования является определение психологических компонентов мотивации учащихся среднего и старшего школьного возраста в процессе занятий физической культурой.

Задачи исследования:

1. Обобщение данных научно-методической литературы по проблеме формирования мотивации учения.

2. Выявление психологических характеристик формирования мотивации к физической культуре у школьников средних и старших классов.

3. Изучение отношения учащихся средних и старших классов к занятиям физической культурой.

4. Разработка рекомендаций для повышения эффективности работы по формирования мотивации к занятиям физической культурой.

В процессе исследования были использованы методы анкетного опроса, беседы, педагогические наблюдения, а также методы математической статистики. В эксперименте принимали участие 116 учащихся среднего и старшего школьного возраста ООШ №№ 16, 80 г. Макеевки Донецкой обл., а также 54 учащихся ООШ № 8 г. Славянска Донецкой обл.

Основные материалы исследования. В связи с этим, нас интересовал вопрос о степени значимости для наших респондентов физической культуры как учебной дисциплины. В ходе опроса, учащимся предлагалось определить и распределить по категориям, основные учебные предметы (математика, физика, химия, география, физическая культура, языки, литература), которые лично для них имеют значимость в учебной деятельности (при составлении анкеты, вопросы были поставлены корректным образом по отношению к другим учебным дисциплинам, не снижая дидактическую значимость каждой из них).

Анализируя полученные данные, представилось возможным отметить, что учащиеся средних классов ООШ № 16 среди учебных дисциплин отдали приоритетное место физической культуре, а учащиеся старших классов – только шестое место; учащиеся же средних классов ООШ № 80 физической культуре определили четвертое ранговое место. То есть, по мнению учащихся средних классов, физическая культура имеет более высокую значимость по сравнению с мнением старшеклассников.

Страницы: 1 2 3 4

Нюансы образования:

Становление методики обучения дробным числам
Методика преподавания дробей развивалась параллельно с методикой преподавания целых чисел. Подходы к изучению целых чисел использовались и при изучении дробей. В начале XIX века немецкий педагог А.В. ...

Психологические основы процесса чтения на иностранном языке
Зависимость восприятия текста от свойств оптического сигнала. Психологические вопросы обучения чтению решаются на основании анализа ряда вопросов: 1) психологических и лингвистических особенностей во ...

Категории
Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru