Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Программы и методики, основные направления работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Педагогика и воспитание » Развитие звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития » Программы и методики, основные направления работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Страница 1

Успешность коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ЗПР, отмечает О.А. Карабанова, обеспечивается реализацией следующих принципов:

Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Единство диагностики и коррекции.

Деятельностный принцип коррекции.

Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Комплексность методов психологического воздействия.

Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Согласно Л.С. Волковой логопедическая работа с детьми, страдающими ЗПР, учитывает их логопедические особенности и проводится по следующим направлениям:

развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти;

формирование пространственных представлений;

развитие слухового восприятия, внимания, памяти;

коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;

коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;

развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами);

формирование морфологической и синтаксической системы языка;

развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;

формирование анализа структуры предложений;

развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

В общем и целом логопедическая работа по развитию речи у старших дошкольников с ЗПР подразделяется на несколько этапов:

1. Работа над звукопроизношением и развитием фонематического слуха.

Данный этап включает артикуляционную, дыхательную гимнастику, активное привлечение игровых упражнений по типу «Подними карточку, если услышишь заданный звук»; «Подбери картинки, в названии которых есть заданный звук», «Определи первый звук в слове» и пр.

2. Работа по обогащению словарного запаса детей.

В речи старших дошкольников совершенствуется диалогическая и монологическая речь, закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура речевого общения. Ребёнок должен самостоятельно, выразительно, без повторов передавать содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Также развивается умение составлять рассказы о предмете по плану, составленному взрослым или коллективно; составление небольших рассказов по картине, по серии сюжетных картинок, умение составлять рассказы небольшого объёма из личного опыта.

В речи старшего дошкольника должны присутствовать:

существительные, обозначающие названия профессий;

прилагательные, обозначающие признаки предметов;

глаголы, обозначающие трудовые действия;

наречия, характеризующие отношения людей к труду;

слова, определяющие и называющие местоположение предмета (слева, справа, внизу, вверху, между, около, рядом), время суток;

слова, характеризующие состояние и настроение людей;

слова со сходным и обобщающим значением.

3. Работа над развитием лексико-грамматического строя речи.

Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерностями языка, языковыми обобщениями. Эти процессы чрезвычайно сложны, особенно для детей с нарушениями речи. Такие дети неправильно употребляют родовые, числовые, падежные окончания имён существительных, местоимений, прилагательных, допускают стойкие ошибки в согласовании глаголов с существительными и местоимениями, неправильно употребляют предложно-падежные конструкции. Коррекция данных нарушений включает упражнения на словообразование существительных, прилагательных и глаголов.

4. Работа над предложением и связной речью.

Совершенствованию, обогащению синтаксической стороны речи способствуют также игры-инсценировки, драматизации по мотивам народных сказок, художественных произведений. К этому циклу педагогических средств примыкает и широкое использование загадок, толкование пословиц и поговорок, народных игр, и «ситуации письменной речи» - ребенок диктует свое сочинение, взрослый записывает его, и изготовление книжек, альбома детского творчества и т.д. Полезны также упражнения на распространение предложений, на согласование подлежащего с прилагательным, на постановку логического ударения, на составление предложения по слову, по структурной схеме, игры в размытое письмо.

Страницы: 1 2

Нюансы образования:

Построение образовательной программы в логике компетентностного подхода
При построении программы развития необходимы определенная последовательность, преемственность в формировании умений от курса к курсу. Возвращаясь к умению письменно фиксировать учебную информацию, от ...

Что такое воспитание трудного ребенка
Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В узком смысле под воспитанием понимают целенапр ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru