В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Речь является первостепенным фактором успешного существования человека в обществе. Речь – это не только способ общения и коммуникации, но и средство освоения человеком многообразия психической и социальной жизни с самого рождения.
В этой связи крайне важно наличие у человека способности к правильной речи, полноценному использованию своих речевых способностей в обществе. Этому могут помешать распространенные в последнее время нарушения и отклонения в речевом развитии, в частности в звукопроизношении. Причины данных отклонений могут быть различны. Условно их можно разделить на врожденные и приобретенные. Они могут серьезно осложнить жизнь человеку, особенно ребенку, помешать полноценному вхождению в социальный мир. Одной из причин нарушения звукопроизношения выступает задержка психического развития.
Термин «задержка психического развития» предложен М.С Певзнер. Данный феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности с тенденцией к компенсации и обратному развитию.
Исследованием задержки психического развития в разное время занимались К.С. Лебединская, Л.К. Боченкова, А.В. Личко, В.В. Ковалев, И.Ю. Кулагина, Л.В. Кузнецова, М.С. Певзнер и др. Многоаспектность заболевания определяет разноплановость направлений исследований, количество прикладных разработок, интерес к проблеме со стороны психологии, педагогики, медицины.
Отдельным направлением в исследовании проблемы задержки психического развития является поиск эффективных инструментов ликвидации неблагоприятных сторон заболевания, усиления ресурсов к развитию человека, нивелированию отрицательных последствия болезни.
Выбор наиболее эффективного инструмента должен быть обусловлен особенностями развития человека в конкретный период его жизни с учетом психофизиологических особенностей развития на той или иной возрастной стадии.
Актуальность темы дипломной работы: выбранная тема выпускной квалификационной работы является актуальной в связи с тем, что в настоящее время работ, посвященных комплексному исследованию проблемы диагностики и коррекции нарушений звукопроизношения практически нет. Существуют лишь отдельные публикации, рассматривающие ту или иную сторону этого обширного вопроса.
Цель исследования: обосновать необходимость организации логопедической работы как средства развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
Выявить особенности развития навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
Составить комплекс игровых упражнений как основы логопедической работы по развитию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
Проверить эффективность состояния комплексов игровых упражнений.
Гипотеза: процесс развития навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения организовать логопедическую работу, основанную на комплексе игровых упражнений.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: логопедическая работа по развитию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость работа обусловлена дефицитом подобных исследований в профессиональном педагогическом сообществе, возможностью использования данного исследования в качестве методических рекомендаций к организации коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Практическая значимость работы обусловлена наличием проработанной эмпирической части, описывающей опыт экспериментального исследования влияния игровых занятий на развитие звукопроизношения старших дошкольников с ЗПР.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.
В первой главе определены теоретические основы развития звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Во второй главе описан опыт организации экспериментального исследования нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с ЗПР и влияние игровой деятельности на процесс ликвидации нарушений.
В третьей главе проведено исследование особенностей логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР, разработаны методические рекомендации по совершенствованию профессиональной логопедической деятельности, направленной на формирование правильного звукопроизношения среди старших дошкольников с ЗПР.
В заключении делаются выводы по всей работе, в приложениях собран материал, использованный в ходе экспериментального исследования.
Воспитание основ национальной культуры учащихся второго класса посредством
изодеятельности
На формирующем этапе эксперимента комплексная воспитательно-образовательная работа с детьми решала следующие задачи: обогащение представлений детей о народных традициях, культуре; развитие интереса и ...
Принцип прочности и прогрессирования
Принцип прочности и прогрессирования требует, чтобы теоретические сведения в виде знаний, двигательные и инструктивные навыки и умения, способность выполнить физические упражнения различной направлен ...