Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Смольный институт благородных девиц

Страница 2

Одним из первых отечественных просветителей Н.И. Новиков поднимал вопрос о женском образовании. Он признавал равноценность женщины с мужчиной во многих аспектах, образовании в том числе, но был не совсем последователен, считая, что образование ей нужно не в такой степени, как мужчине, т.к. науки "сделаны не для женщин". В его позиции видится влияние Ж.-Ж. Руссо, который также высказывался за вроде бы равные возможности мужчины и женщины в образовании, но в конечном итоге говорил об ограниченном образовании женщины, отводя ей роль покорной жены, домоуправительницы и воспитательницы детей. Они оба были продуктом своей эпохи. Идеал девушки Н.И. Новиков в определённой степени списывал со своей жены, воспитанницы Смольного института: при прелестях своего лица она одарена "острым разумом, довольно научена, тиха, скромна и добронравна". Она должна быть искренна и не знать притворства.

Основоположник отечественной научной педагогики - Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870 г.) работал в учреждениях Ведомства императрицы Марии – Гатчинском сиротском и Смольном институтах. Особенно плодотворной была его деятельность в Смольном институте. К.Д. Ушинский начал его радикальную перестройку: "благородное" и "неблагородное" отделения были уравнены в правах и статусе; было ликвидировано право воспитательниц читать письма воспитанниц; разрешались каникулы и поездки воспитанниц к своим родным и близким. Вместо трех громоздких трехгодичных классов устанавливалось семь одногодичных с переводными экзаменами. Сам режим и атмосфера в институте становились более демократичными, постепенно ликвидировалась ненавистная всем "солдатская дисциплина": дело доходило до того, что на уроках даже ученицам старших классов запрещалось спрашивать что-либо у учителя.

К.Д. Ушинский решительным образом изменил учебный процесс. Раньше основой обучения выступал французский язык: даже на уроках литературы, истории и географии говорили только по-французски. Писатель Н.С. Лесков, описывая в повести "Захудалый род" институтские нравы, отмечал, что русский язык был в страшном загоне, и даже горничные жеманно коверкали его "на заграничный манер". Теперь же основой обучения стал русский язык и в Смольном поселился "русский дух". На уроках стали разбирать литературные произведения современных отечественных (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, который до этого считался "дурным писателем", и др.) и зарубежных авторов. Наконец, в специальном (восьмом) педагогическом классе будущие воспитательницы и учительницы изучали основы науки о воспитании и обучении. По существу этот класс можно считать предвестником социально-педагогического образования в стране. Однако завершить задуманные преобразования ему не дали. Педагога отправили в почетную командировку для изучения постановки женского образования за границей.

Социально-педагогический смысл преобразований К.Д. Ушинского состоял в том, что он изменял целевую установку всей работы института: его воспитанницы готовились не просто к роли будущей жены и матери, а к выполнению женщиной своих гражданских обязанностей. Именно патриотическими чувствами и задачами было продиктовано требование К.Д. Ушинского ввести в программу изучение истории своей страны, ее языка, литературы, географии, искусства и т.д. Он справедливо отстаивал мысль о том, что патриотизм есть не только верность воинскому долгу, а и гражданскому, реформируя тем самым не только сферу педагогики. Патриотизма и проявления любви к родине "выражаются не в одних битвах с внешними врагами: высказать смелое слово истины бывает иногда гораздо опаснее, чем подставлять лоб под вражескую пулю, которая авось пролетит и мимо", - писал К.Д. Ушинский.

Таким образом, поставив во главу угла воспитание гражданственности, К.Д. Ушинский по существу придал деятельности Смольного института истинно социально-педагогический смысл. Особенно это укрепилось с организацией в нем педагогических классов. В двухлетнем педагогическом классе в первый год изучалась педагогика наряду с общеобразовательными предметами, а во второй проходилась педагогическая практика. Для этих классов он написал оригинальный курс педагогики. В воспоминаниях его ученицы отмечено: на первой лекции К.Д. Ушинский говорил о пошлости и убожестве светской жизни, призывая своих слушательниц "зажечь в своем сердце … чистый пламень, неутолимую, … жажду к приобретению знаний и развивать в себе, прежде всего, любовь к труду". Он говорил, что именно труд возвышает ум и облагораживает сердце. Педагог был убежден, что труд лежит в основе нравственности человека, что истинным гражданином–патриотом своего отечества может быть только человек–труженик. Готовя своих воспитанниц к социально-педагогической деятельности, он поставил задачей не столько знание определенных истин, сколько их нравственное и гражданское воспитание, ключевым решением которых определялось трудовое. Идею трудового воспитания он развернет в стройную концепцию, став идеологом трудовой школы не только в России, а и в мире.

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели
На уроках русского языка наиболее трудоемкой работой является работа над орфограммами, использование полученных теоретических знаний на практике. Исследование проводилось на базе МОУ Николаевской сре ...

Роль символа как средство мироориентации личности в стратегии развивающего инновационного образования
I. Критико-рефлексивный анализ рациональных оснований современной культуры свидетельствует о недооценке функций символа в становлении сознания современного человека и об односторонней, гипертрофирова ...

Категории
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru