Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Смольный институт благородных девиц

Страница 2

Одним из первых отечественных просветителей Н.И. Новиков поднимал вопрос о женском образовании. Он признавал равноценность женщины с мужчиной во многих аспектах, образовании в том числе, но был не совсем последователен, считая, что образование ей нужно не в такой степени, как мужчине, т.к. науки "сделаны не для женщин". В его позиции видится влияние Ж.-Ж. Руссо, который также высказывался за вроде бы равные возможности мужчины и женщины в образовании, но в конечном итоге говорил об ограниченном образовании женщины, отводя ей роль покорной жены, домоуправительницы и воспитательницы детей. Они оба были продуктом своей эпохи. Идеал девушки Н.И. Новиков в определённой степени списывал со своей жены, воспитанницы Смольного института: при прелестях своего лица она одарена "острым разумом, довольно научена, тиха, скромна и добронравна". Она должна быть искренна и не знать притворства.

Основоположник отечественной научной педагогики - Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870 г.) работал в учреждениях Ведомства императрицы Марии – Гатчинском сиротском и Смольном институтах. Особенно плодотворной была его деятельность в Смольном институте. К.Д. Ушинский начал его радикальную перестройку: "благородное" и "неблагородное" отделения были уравнены в правах и статусе; было ликвидировано право воспитательниц читать письма воспитанниц; разрешались каникулы и поездки воспитанниц к своим родным и близким. Вместо трех громоздких трехгодичных классов устанавливалось семь одногодичных с переводными экзаменами. Сам режим и атмосфера в институте становились более демократичными, постепенно ликвидировалась ненавистная всем "солдатская дисциплина": дело доходило до того, что на уроках даже ученицам старших классов запрещалось спрашивать что-либо у учителя.

К.Д. Ушинский решительным образом изменил учебный процесс. Раньше основой обучения выступал французский язык: даже на уроках литературы, истории и географии говорили только по-французски. Писатель Н.С. Лесков, описывая в повести "Захудалый род" институтские нравы, отмечал, что русский язык был в страшном загоне, и даже горничные жеманно коверкали его "на заграничный манер". Теперь же основой обучения стал русский язык и в Смольном поселился "русский дух". На уроках стали разбирать литературные произведения современных отечественных (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, который до этого считался "дурным писателем", и др.) и зарубежных авторов. Наконец, в специальном (восьмом) педагогическом классе будущие воспитательницы и учительницы изучали основы науки о воспитании и обучении. По существу этот класс можно считать предвестником социально-педагогического образования в стране. Однако завершить задуманные преобразования ему не дали. Педагога отправили в почетную командировку для изучения постановки женского образования за границей.

Социально-педагогический смысл преобразований К.Д. Ушинского состоял в том, что он изменял целевую установку всей работы института: его воспитанницы готовились не просто к роли будущей жены и матери, а к выполнению женщиной своих гражданских обязанностей. Именно патриотическими чувствами и задачами было продиктовано требование К.Д. Ушинского ввести в программу изучение истории своей страны, ее языка, литературы, географии, искусства и т.д. Он справедливо отстаивал мысль о том, что патриотизм есть не только верность воинскому долгу, а и гражданскому, реформируя тем самым не только сферу педагогики. Патриотизма и проявления любви к родине "выражаются не в одних битвах с внешними врагами: высказать смелое слово истины бывает иногда гораздо опаснее, чем подставлять лоб под вражескую пулю, которая авось пролетит и мимо", - писал К.Д. Ушинский.

Таким образом, поставив во главу угла воспитание гражданственности, К.Д. Ушинский по существу придал деятельности Смольного института истинно социально-педагогический смысл. Особенно это укрепилось с организацией в нем педагогических классов. В двухлетнем педагогическом классе в первый год изучалась педагогика наряду с общеобразовательными предметами, а во второй проходилась педагогическая практика. Для этих классов он написал оригинальный курс педагогики. В воспоминаниях его ученицы отмечено: на первой лекции К.Д. Ушинский говорил о пошлости и убожестве светской жизни, призывая своих слушательниц "зажечь в своем сердце … чистый пламень, неутолимую, … жажду к приобретению знаний и развивать в себе, прежде всего, любовь к труду". Он говорил, что именно труд возвышает ум и облагораживает сердце. Педагог был убежден, что труд лежит в основе нравственности человека, что истинным гражданином–патриотом своего отечества может быть только человек–труженик. Готовя своих воспитанниц к социально-педагогической деятельности, он поставил задачей не столько знание определенных истин, сколько их нравственное и гражданское воспитание, ключевым решением которых определялось трудовое. Идею трудового воспитания он развернет в стройную концепцию, став идеологом трудовой школы не только в России, а и в мире.

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Экспериментальная проверка эффективности индивидуализированных заданий в обучении английскому языку учащихся 7 класса
В задачи экспериментальной работы по организации индивидуализированного обучения устно-речевому аспекту английского языка учащихся 7-го класса средней общеобразовательной школы входили эксперименталь ...

Организация и методы исследования, характеристика испытуемых
Исследование проводилось в течение 2008-2009 учебного года. В экспериментальную группу вошли 5–ро детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата и обучающихся в специальной (коррекционно ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru