Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Развитие универсальных учебных действий

Педагогика и воспитание » Универсальные учебные действия » Развитие универсальных учебных действий

Страница 1

Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка на первых ступенях его включения в социализацию. Необходимо ускоренное совершенствование образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создание условий для достижения успешности всеми учащимися.

Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Достижение этой цели лежит через решение учебных задач, через овладение научными понятиями, умение получать информацию самостоятельно, через поиск и развитие своей индивидуальности, образа «Я». Нужны методы и приемы, которые обеспечивают становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.

В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности (теория РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). Их сформированность является одной из составляющих успешности обучения в школе. Модель оценки уровня сформированности включает оценку всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий, контроля и оценки.

Одной из форм деятельностного обучения является организация совместной деятельности на уроках, основная цель которой – научить детей умению учиться.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить, что большинство исследователей (В.В. Давыдов, В.В. Агеев, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др.) считают общую цель объединяющим фактором деятельности и полагают, что структура совместной деятельности подобна индивидуальной.

Основным условием включения субъективного опыта в коллективно распределенную деятельность мы считаем организацию диалогического взаимодействия. Вследствие того, что в процессе рефлексии индивид не просто присваивает определенную сумму знаний, а сам становится создателем оригинального продукта, необходима социальная апробация полученных результатов, психологически принимающих форму обращения к другому человеку, к самому себе, к тексту.

Продуктом речевого взаимодействия собеседников при любом типе общения будет текст. Рефлексивное освоение текста проходит в двух направлениях: а) слушатель – текст – автор; б) читатель – текст – автор.

Читатель своими вопросами, выражениями включает текст в диалог не только с самим собой, но и в культурную среду, окружающую героя. «Присваивая» художественное произведение, читатель преобразует его для себя, раскрывает скрытые возможности текста.

Таким образом, коллективно-распределенная деятельность включает субъективный опыт ученика в форме диалога «с собой», диалога с другим, диалога с текстом.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться – существенный фактор повышение эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного, и познавательного развития и саморазвития личности. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования выделяют 4 блока: 1) личностный; 2) регулятивный (саморегуляция); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности отмечают три вида личностных действий:

-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать.

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии
Общие мировоззренческие поиски заземляются и конкретизируются в жизненных планах. Жизненный план – понятие широкое. Он охватывает всю сферу личного самоопределения – моральный облик, стиль жизни, уро ...

Применение игровых технологий в начальных классах на уроках русского языка
Урок-КВН. Тема: «Наш великий русский язык» (разработка урока русского языка для 3-го класса Е.С. Гармаш) Образовательные задачи: • обучающая — повторить, закрепить знания, полученные на уроках русско ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru