Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Факторы динамики самосознания. И Я - концепции

Педагогика и воспитание » Развитие самосознания дошкольника » Факторы динамики самосознания. И Я - концепции

Страница 1

Динамический подход к изучению самосознания рассматривает его онтогенетические закономерности: источники, этапы, стадии, уровни, динамику в различных жизненных обстоятельствах и профессионального становления субъектов, соотношение устойчивого и изменчивого и факторы изменения самосознания и Я-концепции. Базовыми для динамического подхода являются принципы единства сознания и деятельности, историзма, развития при ведущем значении последнего.

В конкретных психологических исследованиях развитие самосознания изучается как системно осуществляющиеся необратимые, закономерные, направленные качественные его изменения. Оно рассматривается как результат, продукт, неотъемлемый компонент, момент, сторона становления человека как личности, неразрывно связанное с основными событиями жизненного пути личности и с процессами развития у субъекта его феноменального «Я», обладающего важными функциями в деятельности.

Благодаря трудам отечественных психологов, источник развития самосознания усматривается в общении человека с другими людьми, в деятельности, в реальных создаваемых самодвижением деятельности трансформациях субъекта, в становлении реальной самостоятельности человека, во внутренней работе человека над собой, в осмыслении человеком собственного поведения и условий его реализации, в столкновении личностных черт человека с его актуально значимыми мотивами в ситуациях поступка.

Анализ развиваемых в отечественной психологии концепций уровневого строения самосознания и исследований, так или иначе затрагивающих проблемы самосознания, приводит к следующим выводам. Субъект низшего уровня самосознания преимущественно и в основном осознает в форме образа или в форме самооценки отдельные свои качества, привязанные к конкретным ситуациям, предметы, характеристики и условия своей деятельности. Он частично относится к отдельным характеристикам и фрагментам труда, а не к труду в целом; характеризуясь внешней утилитарной мотивацией, мотивами признания и принадлежности. Он оценивает свои качества с точки зрения технологии деятельности или вынужден приспособить свои действия к действиям других людей, эксплуатируя ранее наработанные навыки и шаблоны.

Качества субъекта, отраженные на низших уровнях самосознании, есть, главным образом, субъектно - деятельностные, так как отвечают технологии деятельности, обеспечивая ту или иную (в том числе и профессиональную) идентичность, восприняты в другом человеке и перенесены на себя, составляют содержания Я-действующего и Я-отраженного.

Для лиц с неразвитым самосознанием, несформированной Я-концепцией характерны неадекватность внешних ролей внутренним, выполнение несвойственных и чуждых самому человеку профессиональных и социальных ролей, допущение человеком манипуляций в свой адрес со стороны других людей, неспособность оценить себя, отдифференцировать от других людей и выбрать удовлетворяющий человека способ самовыражения, невозможность как гармонического сочетания самовыражения и саморегуляции, так и истинной самореализации.

Субъект высшего уровня самосознания целостно осознает свой профессиональный труд, пределы собственной деятельности, свое Я, свои возможности, качества, чувства и побуждения, еще не проявленные, а устремленные в будущее и существующие как перспектива. Он осознает цели своей жизнедеятельности и средства их достижения; переоценивает свое прошлое, настоящее и будущее. В качестве его ведущей мотивации выступают собственные ценности и мотивы, реализующие потребность в самореализации.

Субъект рассматривает свои качества как условие потребности самореализации и оценивает их с точки зрения мотивов, выражающих эту потребность, или рассматривает свои нынешние мотивы в соотнесении с исходной (прошлой) потребностью в самореализации. Он активно противоборствует внешним обстоятельствам, организуя и творчески выполняя собственную деятельность.

Качества субъекта, представленные в самосознании на его высших уровнях - личностные. Они индивидуально неповторимы и своеобразны, включая всю полноту возможностей человека, выходящих за пределы конкретной деятельности .

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Методика обучения классическим лыжным ходам
Обучение классическим лыжным ходам проводится в такой последовательности: попеременный двухшажный ход; одновременный бесшажный ход; одновременный двухшажный ход; одновременный одношажный ход (основно ...

Организация и содержание логопедической работы по выявлению предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Основной целью исследования является выявление предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с использованием предложенных диагностических заданий и упражнений. В соответствии с поставл ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru