Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Факторы динамики самосознания. И Я - концепции

Педагогика и воспитание » Развитие самосознания дошкольника » Факторы динамики самосознания. И Я - концепции

Страница 2

Лица с развитым самосознанием, сформированной Я-концепцией, характеризуются наличием постоянного самоконтроля и малой импульсивности в поступках, более полным видением своих качеств; выраженностью и развернутостью внутреннего диалога, а также усилением его роли в становлении личности; активной рефлексивной критичностью и наличием феномена сопротивления адаптирующим воздействиям к жизненным ситуациям.

Динамический подход к изучению самосознания и Я-концепции включает в себя рассмотрение устойчивого и изменчивого в них. Устойчивое в личности понимается как типичное для нее, составляющее основу ее внутреннего мира, выражающееся в индивидуально-характерных способах связи и реализации собственного опыта, в способах познания, реагирования, реализации внутренних потенций, осуществления изменений психических особенностей. Благодаря устойчивому в личности, в ее самосознании на протяжении всей человеческой жизни и обеспечивается самотождественность человека, относительная устойчивость линии его поведения в разнообразных ситуациях.

В качестве устойчивого в самосознании выделяют самооценку, способ самопознания; устойчивое самоотношение, относительно устойчивое понятие о себе, Я-концепцию в целом; телесный Я-образ; Я-актуальное, динамическое Я, идеальное Я, представляемое Я как защитно -адаптивную подструктуру самосознания; устойчивое к психотерапевтическим воздействиям Я-идеальное; а в качестве изменчивого - ситуативные, локальные, специализированные, оперативные Я-образы; фантастическое Я и идеализированное Я; частные самооценки; менее устойчивое к психотерапевтическим воздействиям Я-реальное.

Результаты анализа психологической литературы, посвященной самосознанию, позволяют выделить влияющие на его динамику следующие факторы: профессионально - деятельностные, социально-психологические, индивидуально-психологические или личностные, специализированные психологические мероприятия, жизненные события и ситуации.

Профессионально - деятельностные факторы связаны с включением новых признаков развивающейся профессии; с формой, предметом, методом, операциями, экстремальным характером деятельности; с ходом профессионального обучения и профессионализации в целом; со стажем работы; с карьерными кризисами (кризисом 45 лет, нормативными кризисами карьеры и утраты профессии и с ненормативным кризисом самоактуализации); с кризисом профессиональной идентичности в связи со вторичной профессионализацией; с переходом к новым видам деятельности и карьерам; с потерей или сменой работы.

Социально-психологические факторы динамики Я-концепции связаны с любой новой ролью человека и опробованием им себя в разных сферах жизнедеятельности; с включением в новые социальные группы и установлением новых систем взаимоотношений; с предоставлением новой социальной средой благоприятных возможностей для высвобождения ранее сдерживаемых стимулов; с социально-психологическими оценками окружающих и с образом, который создается в глазах окружающих; с мнением родителей; с допустимой критикой или поддержкой других людей и профессиональным сообществом; с обесцениванием оценочных оснований в данной социальной группе.

Все эти факторы влияют на Я-концепцию человека с учетом значимости окружающих и их оценок для субъекта, условий вынесения оценок; восприимчивости самого субъекта к мнениям других людей, меры единодушия окружающих в их оценках, предвосхищения субъектом последствий принятия этих оценок.

К собственно индивидуально-психологическим и личностным отнесем следующие факторы: повзросление, возраст и возрастные кризисы; обретение личностью практического опыта; способность личности изменять свои собственные образы и ее аутопсихологические способности; повышенная чувствительность воспринимающих свою нереализованность людей к новым возможностям; воспоминания, осмысление прошлых переживаний и представлений о себе в прошлой же созидательной деятельности и планирование будущего; эмоциональные напряжения и глубокие переживания личности; принятие человеком новой картины мира; выраженность и развернутость внутреннего, характерного для зрелой личности диалога; словесные самоприказы; осознание неправильной приспособляемости или неконгруентности между представлением о себе и актуальным опытом; углубленная работа самосознания, самопознания и самокорректировки; изменение отношения личности к себе, к предметам, к другим людям, к ситуациям; изменение критериев самооценивания.

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Организация и содержание логопедической работы по выявлению предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Основной целью исследования является выявление предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с использованием предложенных диагностических заданий и упражнений. В соответствии с поставл ...

Единство духовной жизни воспитателя и ученика – основа принципов воспитания В. А. Сухомлинского
К числу единомышленников Амонашвили, разделяющих его взгляды на необходимость гуманистической направленности деятельности педагога, следует отнести В. А. Сухомлинского. «Верьте в талант и творческие ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru