Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Содержание самосознания

Страница 3

Виды самоотношения анализируются и с учетом отношения к другим. Эти виды, обозначаемые формами самоприятия, типами взаимосвязей структур самоотношения и отношения к другому, жизненными позициями, характеризуют, соответственно, этап развития и конфликтности личности, взаимокомпенсирующий эффект обоих отношений, ответственность человека за организацию и изменение его жизни.

Виды самоотношений изучаются в зависимости от индивидуальной выраженности (преобладания ядерной структуры) самооценочного, либо эмоционально-ценностного компонентов в общей их структуре.

Формы проявления самоотношения личности анализируются по комплексу специфических характеристик: глобальное - парциальное, внешнее - внутреннее, осознанное - неосознанное, иерархия - гетерархия, устойчивое - неустойчивое, позитивное - негативное, высокое - низкое.

По уровням осознанности самоотношения различают неотчетливые диффузные эмоциональные реакции и оценки собственной мотивации, результатов поведения, собственной ценности и четкое и полностью осознанное эмоционально-ценностное отношение к себе, связанное с собственными убеждениями и с оценками других.

Виды самоотношения рассматриваются в связи с уровнями самосознания по критерию содержания оценочных оснований. На более низком уровне самосознания (у подростка) оценочным основанием выступает не всегда адекватный, неустойчивый, противоречивый «эталон взрослости», на более высоком уровне - требования общества к человеку и его собственные требования к себе. На индивидном уровне самосознания самоотношение субъекта базируется на оценке социальной желательности воспринимаемых собственных черт; на личностном уровне - на основе регистрации соответствия субъекта себе самому.

Самоотношение меняется в связи с возрастными кризисами. Эмпирически выявлен вариант кризиса самоотношения (резкое снижение интереса к себе, минимизация показателей самооценок) - «период негативной рефлексии», приходящийся приблизительно на 31 год и ведущий к кризису отношения к другому в 33 года.

Несмотря на то, что большинством ученых поведенческая составляющая включается в самосознание и в Я-концепцию, традиционной остается проработка преимущественно когнитивного и самоотношенческого компонентов, в то время как относительно поведенческого чаще всего декларируется его зависимость от первых двух. В психологической литературе трактовки поведенческого компонента самосознания осуществляются посредством понятий: действия, поведение, волевая форма самосознания, саморегуляция.

В первой трактовке поведенческим компонентом Я-концепции обозначаются конкретные действия, поведенческие реакции, или потенциальные поведенческие реакции, порождаемые образом Я и самооценкой; Я-поведение или поведенческая составляющая Я-концепции; конативный компонент. В работах различных отечественных исследователей содержанием поведенческого компонента выступают поддержание эмоционального тонуса и чувства гордости за себя и свою профессию; степень выраженности личностных качеств, изученных с помощью 16-факторного опросника Кеттелла, проективного рисуночного теста «Неизвестное животное» и теста С. Розенцвейга; стаж и характер (пассивная позиция у студентов и активная позиция у действующих преподавателей) включенности в профессию.

Во второй трактовке поведенческий компонент Я-концепции обозначается как волевая форма самосознания. Она проявляется в сознательной регуляции личностью своих действий и поступков, в специфической функции или форме самосознания - самоконтроле, ориентирующем человека на вне его лежащие вещи; в регулятивной, действенно-волевой стороне самосознания или саморегуляции. Содержанием поведенческого компонента являются интегральные волевые качества личности: сдержанность, самообладание, самоконтроль, самодеятельность, самодисциплина; разумная организация своего поведения, установление «правильных» взаимоотношений с другими людьми, виды саморегулирования, соответствующие уровням самосознания временные и уровневые аспекты поведения.

В другой трактовке поведенческий компонент есть саморегуляция или специфическая форма регуляции поведения, предполагающая момент включения в него результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Это выражается для зрелого самосознания и личности в тонкости, дифференцированности, адекватности всех осознанных поведенческих реакций, поступков, вербальных проявлений. И.И. Чесноковой выделены виды саморегуляции по временным, уровневым критериям, по соответствию истинной сущности человека его поведенческим проявлениям и по направленности. Она различает саморегуляцию с четкими временными границами и долговременную саморегуляцию; саморегуляцию первого уровня, обеспечивающую непосредственное течение поведенческого акта на всех этапах его развертывания, и саморегуляцию второго уровня как общения внутри личности, между действующей и планирующей личностью; прямое и скрытое саморегулирование; саморегуляцию действий внутри системы «Я-Другие», направленную на достижение социальной адаптации, и саморегуляцию внутри системы «Я-Я», связанную с сознательной работой личности над собой.

Страницы: 1 2 3 4

Нюансы образования:

Педагогические технологии. Метод проектов как педагогическая технология
С середины ХХ столетия на Западе получило распространение понятие «educational technology», которое на русский язык обычно переводят как педагогические технологии или образовательные технологии. Перв ...

Статистическая обработка данных исследований развития связной речи младших школьников
Контрольный этап - цель, которого сравнить анализ полученных результатов эксперимента направленного на развитие связной речи младших школьников 2 класса. После применения различных методов и приемов, ...

Категории
Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru