Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Анализ альтернативных программ обучения русскому языку

Страница 2

Работа над лексическим значением слова хотя и не выделяется в программе в качестве особого объекта исследования, его анализу уделяется достаточно много внимания на всех этапах обучения.

Первоначально лексическое значение выступает перед учащимися в своей нерасчлененной форме в связи с осознанием номинативной функции слова (слово как название предмета, признака, действия). Выделение основы слова как носителя номинативного значения позволяет разграничить разные слова и формы одного и того же слова.

На этой основе уже в 1 классе дети знакомятся с явлениями синонимии и омонимии. Например, в упр.159 дается задание прочитать об удивительных словах. (Приводится картинка с изображением сравниваемых предметов: лук – растение и лук – оружие. Это омонимы, т.к. разные значения у этих слов, а звуки – одинаковые. Малыш и карапуз – синонимы, т.к. слова звучат и пишутся по-разному. Зато значение у них одинаковое. Далее дается разъяснение, зачем нужны такие слова).

В учебнике 2 класса даются упражнения по нахождению омонимов в тексте, на подбор слов – синонимов, вводится понятие многозначности слова.

В 3 классе лексическая работа заключается в уточнении значений трудных слов. К таким словам по возможности подбираются слова – омонимы, синонимы, начинается работа по подбору противоположных по значению слов, без введения терминологии.

Понятие "слова – антонимы" вводится только в 5 классе в специальном разделе по лексике.

Таким образом, слово предстает перед учениками как сложная система. Вместе с тем обнаруживается связь между многозначностью слова и наличием у него синонимов и антонимов.

Образовательная программа "Школа 2100" представлена учебниками по русскому языку Р.М.Бунеева, Е.В.Бунеевой и О.В.Прониной. По этой программе лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведется наблюдение над значениями слов, объясняются и уточняются значения слов. Дети наблюдают над сочетаемостью слов, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, многозначностью.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за ролью их в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов.

Отличие данной программы заключается в том, что:

Предложенный путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематичной работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развитие на этой основе языкового чутья детей.

Введено понятие "орфограмма", названы опознавательные признаки орфограмм.

Сведения о словах вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой интерес.

Состав слова и лексика – сквозные темы всего курса.

Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.

В этой программе понятие "антонимы" вводится во 2 классе (1-3) или в 3 классе (1-4). По программе этот урок приходится на II полугодие. Ведущая тема учебника – "Слово". В эту тему включено 27 разделов. В одном из них вводится понятие "антонимы" (Тема урока: Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. Задача урока: развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами).

Материал по лексике не выделяется в специальный раздел, лексическая работа ведется попутно на материале текстов учебника.

В разделе 24 в ходе наблюдения над ролью имен прилагательных в художественном тексте вводится понятие "антоним" на примере имен прилагательных (стр.81 учебника "Русского языка", 3 класс, ч.2, упр.327, 328).

На этом уроке детям предлагается выполнить упражнения с 327-330. Текст стихотворения из упражнения 327 построен на двух прилагательных с противоположными значениями: плохая – хорошая.

Задание: Прочитай стихотворение. В каких строчках автор сам определяет главную мысль?

Прочитай: Какие два слова чаще всего повторяются в этом стихотворении? Как ты думаешь, почему? Чем интересны эти слова?

Жила плохая девочка,

Она была хорошая.

Страницы: 1 2 3 4 5

Нюансы образования:

Пути формирования учебной мотивации
Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел ...

Реформирование системы образования
За основу реформирования была взята система ЕГЭ в школах, а в вузах внедряют Болонскую систему образования в соответствии с Болонским процессом, к которому присоединились многие страны Европы, в том ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru