Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Анализ альтернативных программ обучения русскому языку

Страница 2

Работа над лексическим значением слова хотя и не выделяется в программе в качестве особого объекта исследования, его анализу уделяется достаточно много внимания на всех этапах обучения.

Первоначально лексическое значение выступает перед учащимися в своей нерасчлененной форме в связи с осознанием номинативной функции слова (слово как название предмета, признака, действия). Выделение основы слова как носителя номинативного значения позволяет разграничить разные слова и формы одного и того же слова.

На этой основе уже в 1 классе дети знакомятся с явлениями синонимии и омонимии. Например, в упр.159 дается задание прочитать об удивительных словах. (Приводится картинка с изображением сравниваемых предметов: лук – растение и лук – оружие. Это омонимы, т.к. разные значения у этих слов, а звуки – одинаковые. Малыш и карапуз – синонимы, т.к. слова звучат и пишутся по-разному. Зато значение у них одинаковое. Далее дается разъяснение, зачем нужны такие слова).

В учебнике 2 класса даются упражнения по нахождению омонимов в тексте, на подбор слов – синонимов, вводится понятие многозначности слова.

В 3 классе лексическая работа заключается в уточнении значений трудных слов. К таким словам по возможности подбираются слова – омонимы, синонимы, начинается работа по подбору противоположных по значению слов, без введения терминологии.

Понятие "слова – антонимы" вводится только в 5 классе в специальном разделе по лексике.

Таким образом, слово предстает перед учениками как сложная система. Вместе с тем обнаруживается связь между многозначностью слова и наличием у него синонимов и антонимов.

Образовательная программа "Школа 2100" представлена учебниками по русскому языку Р.М.Бунеева, Е.В.Бунеевой и О.В.Прониной. По этой программе лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведется наблюдение над значениями слов, объясняются и уточняются значения слов. Дети наблюдают над сочетаемостью слов, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, многозначностью.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за ролью их в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов.

Отличие данной программы заключается в том, что:

Предложенный путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематичной работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развитие на этой основе языкового чутья детей.

Введено понятие "орфограмма", названы опознавательные признаки орфограмм.

Сведения о словах вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой интерес.

Состав слова и лексика – сквозные темы всего курса.

Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.

В этой программе понятие "антонимы" вводится во 2 классе (1-3) или в 3 классе (1-4). По программе этот урок приходится на II полугодие. Ведущая тема учебника – "Слово". В эту тему включено 27 разделов. В одном из них вводится понятие "антонимы" (Тема урока: Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. Задача урока: развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами).

Материал по лексике не выделяется в специальный раздел, лексическая работа ведется попутно на материале текстов учебника.

В разделе 24 в ходе наблюдения над ролью имен прилагательных в художественном тексте вводится понятие "антоним" на примере имен прилагательных (стр.81 учебника "Русского языка", 3 класс, ч.2, упр.327, 328).

На этом уроке детям предлагается выполнить упражнения с 327-330. Текст стихотворения из упражнения 327 построен на двух прилагательных с противоположными значениями: плохая – хорошая.

Задание: Прочитай стихотворение. В каких строчках автор сам определяет главную мысль?

Прочитай: Какие два слова чаще всего повторяются в этом стихотворении? Как ты думаешь, почему? Чем интересны эти слова?

Жила плохая девочка,

Она была хорошая.

Страницы: 1 2 3 4 5

Нюансы образования:

Специфика обучения аудированию на начальном этапе
Специфика обучения на начальном этапе заключается в том, что в этот период закладывается перцептивная и артикуляторная база видов речевой деятельности, формируются слухо-произносительные и орфографич ...

Профориентационное занятие
Цель занятия: повысить интерес к профессиональному самоопределению, сформировать правильные мотивы выбора профессии, расширить знания о мире профессий, заинтересовать в поступлении в РГППУ. Вводная ч ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru