Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Сущность и содержание познавательного интереса

Страница 3

Всякая деятельность человека всегда вызывается какими-либо потребностями. Если нет потребностей, то не возникает и деятельность. Поэтому стремление учащихся к познанию нового – необходимое условие активации их познавательной деятельности и развития их творческих способностей. В связи с этим встаёт педагогическая задача воспитания положительных мотивов учения.

Научная классификация мотивов учения полностью ещё не сложилась, однако практически принято различать их следующие группы.

Социальные мотивы – широкие, отдалённые, перспективные. Словесные обозначения их у школьников появляются рано, уже в начальных классах («хочу быть образованным»).

Однако смыслообразующая их роль в учении получает реальное воплощение лишь в старших классах, когда юноша строит жизненные планы, проникает в самосознание, стремиться к самопознанию. Вместе с тем тот факт, что все школьники вербально оперируют знанием мотивов-целей, позволяет ожидать, что внешние проявления их при благоприятных условиях станут внутренним достоянием личности современного школьника.

Мотивы, побуждающие ученика к учению, могут быть различны. Ими являются, прежде всего, широкие социальные мотивы: необходимо хорошо учиться, принести больше пользы Родине, чувство долга, ответственность перед коллективом и т.д. Однако среди всех мотивов обучения самым действенным мотивом является интерес к предмету. Интерес к предмету осознаётся учащимися раньше, чем другие мотивы обучения, им они чаще руководствуются в своей деятельности, он для них более значим (имеет личную ценность). Если социальные мотивы чаще всего мотивы лишь знаемые, то интерес является действенным, реальным мотивом учения.

Познавательные мотивы составляют другую группу мотивации учения. Этонаиболее характерная группа, поскольку она выражает прямое отношение к познанию – предмету учения. Наиболее значимыми мотивами в ней являются познавательные интересы и потребности. Ученику «интересно узнавать новое», «видеть своё продвижение в познании», «проникать в науку», в теоретические основы той предметной области, которая их привлекает. Переоценить реальное значение этих мотивов в учении невозможно, именно они делают самого ученика «открытым» для учения. Познавательные интересы лежат у основания активности, самостоятельности школьника в учении, они формируют и ревностное отношение к школе в целом.

Моральные мотивы – иная и очень важная группа. В них выражены существенные стороны формирования личности – её нравственные отношения, прежде всего к людям, к деятельности, к своему месту в обществе и в коллективе. Когда школьник побуждается в учении чувством долга перед родителями, обществом, перед коллективом, он готов преодолевать и трудности и выполнять неинтересное задание. Ответственность, долг, честь коллектива, – если всё это есть в составе мотивации учения, его социальное назначение в значительной мере осмысливается школьником.

Мотивы обучения – ещё одна группа, которая реально побуждает школьников к учению, лежит в основе и благополучного отношения к школе в целом. «Когда болею, скучаю по школе, без ребят, «Люблю уроки, на которых можно спорить с ребятами, доказывать свою точку зрения», «У нас класс хороший, в нём весело учиться» – именно эта группа мотивов раскрывает перед нами переплетение и сложность самых различных побуждений. Очень хорошо, что атмосфера учения притягивает ребёнка к школе, состояние комфортности в коллективе товарищей обеспечивает и продуктивность учения. Однако если этот мотив перекрывает все остальные, то главным побуждением может быть и желание побалагурить с товарищами, вместо того, чтобы основательно поработать, и ждать товарищеской подсказки по не выученным урокам, а может быть, и уйти вместе с уроков. Всё дело в том, как реально проявляются мотивы общения.

Важную группу мотивов учения, особенно у старшеклассников, составляют мотивы самовоспитания. Они позволяют постоянно следить за своим продвижением, обогащением. «Учение развивает мысль, волю», «Обществоведение повернуло меня к таким проблемам, о которых я раньше и не помышлял», «Очень много дают для развития уроки литературы, с каждым уроком я как будто поднимаюсь на ступеньку выше», «Ничто так не тренирует ум, как уроки математики, я их жду с большим нетерпением» – в эти высказывания старшеклассников можно верить, они очень ясно выражают отношение к учителю.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Нюансы образования:

Игры и развлечения в процессе обучения математики
Игра - непродуктивная деятельность, которая осуществляется не ради практических целей, а служит для развлечения и забавы, доставляя радость сама по себе. Игра отличается как от труда, так и от чисто ...

Типы обучающих программ
Различают следующие типы обучающих программ: программы, предназначенные для закрепления умений и навыков. Их можно использовать после усвоения определенного теоретического материала в рамках традицио ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru