Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Сущность и содержание познавательного интереса

Страница 4

Приведённых примеров, однако, вполне достаточно, чтобы утверждать, что проблема мотивации и теоретически, и особенно практически сложна. Она сложна и потому, что учащиеся побуждаются к учению целым комплексом мотивов, иной раз не только обогащающих друг друга, но и выступающих в противоречие. Сложна она и потому, что мотивы «знаемые» и реальные (А.Н. Леонтьев) не всегда совпадают и вербальные выражения их учениками могут темнить суть их побуждений к учению. Сложна она и возможностями их формирования, что требует особой тонкости проникновения во внутренние процессы личности. Однако, решив проблему формирования ценных мотивов учения, мы по существу способствуем не только действенному влиянию их на результат учения, но более того – на формирования личности ученика.

Познавательный интерес становится ценнейшим мотивом познавательной деятельности, если школьник проявляет готовность, стремление совершенствовать свою познавательную деятельность, своё учение. Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, которые могут существовать вместе и наряду с ним (коллективные, профессиональные, широкие социальные мотивы и т.д.).

Познавательный интерес раньше других мотивов осознаётся школьником. «Интересно» и «неинтересно» – основные критерии оценки урока, классные мероприятия, прочитанной книги. На вопрос «Что тебе нравится в школе?» значительная часть школьников любого возраста отвечают: «Интересно учиться, интересно каждый день узнавать новое». По данным наших исследований, мотив познавательного интереса является центральным по отношению к другим мотивам: социальным («Хочу быть полезным»), образовательным, коллективным, профессиональным.

Познавательный интерес в сравнении с другими мотивами более точно выражает мотивацию учения, ясно понимается. Например, мотив общения, коллективной жизни у школьника может быть не только положительным, но и негативным. Высказывание «Люблю школу за то, что в ней с ребятами можно быть» может означать, что с товарищами интересно проказничать.Познавательный интерес по своей сущности очень близок школьнику. Побуждаемый стремлением к знанию или даже привлекательными аксессуарами обучения, школьник более бескорыстен.

Познавательный интерес (как мотив) более доступен для наблюдения. Его легче обнаружить, распознать, вызвать. А следовательно, легче управлять его формированием.

Познавательный интерес как мотив личности имеет меньшую ситуационную прикованность, чем интерес как средство обучения. Он побуждает школьника заниматься увлечённо не только на уроке или в процессе подготовки домашних заданий. Под влиянием этого сильного мотива школьник читает дополнительную литературу по интересующему предмету, постоянно ставит перед собой вопросы, решение которых позволяет более глубоко подойти к изучению предмета, находит источники удовлетворения своего интереса.

Познавательный интерес является звеном в системе мотивации и не обособлен от других мотивов, которыми одновременно руководствуется школьник. Он взаимосвязан с мотивами долга, ответственности, необходимости самоутверждения, с широкими социальными и коллективными мотивами и т.д. Это необходимо учитывать, формируя познавательный интерес, потому что взаимосвязь мотивов обогащает личность, а интерес к познанию, обладая психологической основой, благотворно влияет на другие мотивы.

В дидактике обосновано, что внутреннее противоречие учебного процесса является его движущей силой. Именно поэтому при построении системы интересного преподавания и учения необходимо учитывать, что постоянно преодолеваемое и возобновляющееся несоответствие между достигнутым учеником уровнем знаний, умений и навыков и уровнем, определяемым логикой обучения, способствует проявлению целенаправленной активности учащихся, представляющий главный критерий их познавательного интереса.

Выявленная в психологии общая для любой деятельности структура представляет собой совокупность следующих элементов: цель – мотив -содержание деятельности – результат.

Выделим основные показатели, характеризующие любую систему.

Элементный состав системы означает наличие в ней составных частей. Причём, каждый элемент системы представляет её самостоятельную часть, имеющую специфическое назначение, которое реализуется в его функции внутри системы в целом. На рис. 1 представлено схематическое изображение системы формирования и развития познавательного интереса школьников на занятиях по физике. Предлагаемая система разбивается на три подсистемы:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Нюансы образования:

Аспекты психологии о семье
Изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Их взаимоотношения, а также отношения разных поколений, степеней родства, родителей и детей разного пола и возраста не заданы жестко их по ...

Компетенция и ответственность образовательного учреждения
Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных зак ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru