Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Роль педагогического подхода к привитию навыков связной речи младшим школьникам

Педагогика и воспитание » Формирование у младших школьников связной речи » Роль педагогического подхода к привитию навыков связной речи младшим школьникам

Страница 1

Становление целостной личности ребенка невозможно без ее языковой составляющей. Язык – орудие познания и главное средство общения, и только хорошо владея всеми его богатствами, дающими ключ к познанию и знанию, человек говорящий осознает себя полноценной личностью. В школе ребенка с первых дней пытаются научить говорить и писать грамотно, связно и красиво, хотя, на наш взгляд, в значительной степени перегружают мощным арсеналом достаточно разрозненных представлений о законах, нормах и правилах языка, содержащим огромный набор орфограмм и сложных для упоминания алгоритмов. Все это, к сожалению, не способствует ни формированию устойчивого интереса к предмету, ни становлению языковой личности, способной правильно воспринимать, понимать и передавать необходимую информацию, грамотно и, главное, осознанно соотносить план содержания и план выражения языковых единиц, эффективно решать постоянно возникающие перед ней разного рода коммуникативные задачи.

В связи с этим значимость учителя как воздействующей личности многократно возросла, так как прочие стереотипы уже почти утратили свою актуальность. В то же время учитель, сознавая, что он не единственный фактор формирования личности ученика, должен строить систему обучения и воспитания с учетом того, что ученик получает знания и воспитательные импульсы благодаря социальной среде и средствам массовой информации и т.д. Однако окружающая языковая среда, безусловно, отрицательно влияет на формирование, развитие и выражение чувств и эмоций. Имея в запасе ограниченное количество слов для раскрытия своего внутреннего состояния, он постепенно замыкается в себе, так как в его памяти нет слов, которыми можно назвать то, что он увидел, услышал, прочувствовал. Здесь на помощь и должен прийти учитель.

Задача развития связной речи учащихся, в особенности в условиях двуязычия, является в настоящее время, да и во все времена, одной из главных задач школы, и в первую очередь уроков русского языка, а уроки развития речи являются самыми сложными в этой системе.

Развитая речь предполагает владение достаточно большим запасом слов, умение использовать весь арсенал фонологических, морфологических, словообразовательных и синтаксических средств языка в соответствии с нормами литературной речи, а также умение пользоваться этими средствами в различных ситуациях с учетом задачи точной передачи информации, задачи быть понятым собеседником и задачи воздействия на собеседника.

Лингвистическая наука уже подошла к такому пониманию сущности языка, при котором именно субъект коммуникации, языковая личность становится главным действующим лицом в соответствующей системе координат и основным объектом изучения. Методическая наука пока на дальних подступах к этому рубежу, хотя определенные шаги уже делаются. Одной из попыток такого рода можно, на наш взгляд, считать действующую в начальной школе систему развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Потенциал развития личности младшего школьника, заложенный в основе этой системы, в той или иной степени реализован в содержании ряда учебников и учебных пособий по русскому языку. В их число входит новый учебный комплект для начальной школы М.С. Соловейчика и Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка», построенный с учетом активно-коммуникативного принципа обучения». Авторы в занимательной форме, с помощью «сквозных образов» первоклассника Антона и мальчика-иностранца, показывают, как можно и нужно пользоваться русским языком.

Эту же цель преследуют, изданные новые и разнообразные программы и комплекты учебников по русскому языку. Например, "Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения" под редакцией М.С. Соловейчика, "Культура речевого общения: теория и практика обучения" автор О.М. Казарцева, "Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения" Т.Г. Рамзаевой и др. Эти пособия работу над развитием коммуникативной компетенции выстраивают, опираясь на традиционные направления в работе по развитию речи: работу над словом (лексический уровень), работу над предложением (синтаксический уровень) и работу над связной речью (уровень текста). При этом важно помнить, что все направления словарной работы возможны лишь на практической основе, главным образом, с опорой на текст.

Важным представляется использование ситуативного метода (анализ как искусственных, так и естественных речевых ситуаций) как компонента коммуникативного аспекта обучения русскому языку.

Авторы книги (Т.Л. Ладыженская и др.) "Речевые секреты" предлагают знакомить учащихся с тем, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей.

Страницы: 1 2 3 4

Нюансы образования:

Социально-педагогическая деятельность в группах асоциальной ориентации
Социализация происходит в результате активной включенности индивида в среду. Особенно значимым в этом плане является период взросления, когда у растущего человека происходит: осознание себя в системе ...

Результаты урока
Считаю цели урока по организации учебного процесса достигнутыми, так как кадеты на каждом этапе урока были ответственны, успешно ответили на вопросы домашнего задания, применяли наглядность при ответ ...

Категории
Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru