В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Для закрепления знаний, приобретенных в процессе обучения, существуют специальные уроки называемые обобщающими. На данных уроках систематизируются знания. Анализ заключительных уроков по учебным темам школьного курса показал, что в большинстве случаев на этих уроках проводится лишь повторение и закрепление рядоположных знаний, полученных в процессе изучения темы, а для развития школьников важно, чтобы учебный материал периодически переосмысливался в единой системе, возможно более широких и разносторонних связях. Сущность проведения этих уроков заключается в наглядном преобразовании систематических, рядоположных знаний, полученных на уроках в ходе изучения той или иной учебной темы, в знания, образующие систему.
Обобщающие тематические уроки
Знания, включенные в систему, приобретают за счет связей и отношений новые качества. Исходя из этого, на уроках тематического обобщения важно научить учащихся выявлять взаимные связи и определить отношения между отдельными компонентами знаний, фиксировать их, составляя обобщающие схемы итоговых знаний по изученным темам.
Смысл процесса систематизации знаний на тематических обобщающих уроках заключается в нахождении места новым знаниям в системе ранее изученных. Процесс обобщения – это нахождение общего, существенного в приобретаемых знаниях, выявление их познавательной, практической и мировоззренческой значимости. Наиболее существенной чертой системных знаний является их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Структура урока обобщения и систематизации знаний, прежде всего, должна соответствовать логике процесса систематизации и обобщения знаний, в котором предполагается следующая последовательность действий: от восприятия, осмысления отдельных фактов, понятий к формированию учащихся сложной системы знаний, к овладению основными теориями и ведущими идеями как метод познания.
Таким образом, в уроке обобщения и систематизации можно выделить следующие структурные звенья или этапы:
1. Подготовка учащихся к восприятию качественно новых знаний и умений, полученных в ходе преобразования в систему ранее изученных понятий, законов, теорий (это качество знаний называют системностью)
2. Сообщение темы, цели, задач урока и их мотивация.
3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний
4. Совершенствование знаний учащихся в процессе систематизации и обобщения на основе ведущих законов и теорий:
а) объединение ранее полученных знаний учащихся в систему и оформление этой системы знаний в схему.
б) выявление взаимосвязей между различными знаниями, их практической значимости, формирование мировоззренческих выводов.
в) подведение итогов урока.
г)домашнее задание.
Формой работы данных урока является сочетанием коллективной и индивидуальной работы учащихся.
Урок обобщения учебного материала по теме – процесс довольно-таки сложный. Успех урока зависит от его глубины и яркости – от того, несколько захватывает учащихся. Поэтому, продумывания организацию и проведение обобщающих уроков, мы предусматриваем:
1.Различные виды самостоятельной работы, требующие как репродуктивной, так и продуктивной деятельности учащихся.
Роль детских общественных организаций в решении проблем воспитания личности
Своеобразие современного этапа развития нашего общества, противоречивость социальных отношений, недостаточное внимание государства к социальному развитию молодежи – все это требует глубокого переосмы ...
Индивидуально-возрастные особенности учащихся в старших классах
Поскольку мы имеем дело с процессом развития устной речи на старшем этапе, целесообразно будет рассмотреть индивидуально-возрастные особенности учащихся данного возраста (наличие у них мотивов учения ...