Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Специфика языка естественнонаучного мышления учащихся

Педагогика и воспитание » Специфика языка естественнонаучного мышления учащихся

Страница 4

Для учащихся томской школы - 37 понятий естественнонаучного блока: Атмосфера. Атом. Биология. Биосфера. Вулкан. Гидросфера. Горы. Давление. Движение. Карта. Клетка. Климат. Масса. Материк. Молекула. Нагревание. Население. Объем. Озеро. Океан. Остров. Погода. Равнина. Рельеф. Сила. Система. Скорость. Тело. Температура. Трение. Фотосинтез. Электрон. Ядро. Физика. Химия. География.

Затем были определены одинаковые понятия, отмеченные в двух регионах: Атмосфера. Биология. Карта. Клетка. Климат. Масса. Население. Сила. Скорость. Тело. Ядро. Физика. География.

Эти понятия были исследованы методом функциональных триад. Анализ полученных данных методом функциональных триад позволил установить, что от 22,7% до 42,2% учащихся Нефтеюганска затрудняются в лексематическом определении таких понятий, как Масса. Население. Сила. Скорость. Тело. Ядро. Физика. Учащиеся города Томска в интерпретации понятий данного перечня практически не имеют затруднений. Несмотря на региональные различия, в половине из предъявленного списка понятий выявлена достаточно высокая лексематическая схожесть (от 38,5% до 53,8%). Например, в понятии Материк лексематическая схожесть представлена следующими словами: «земля», «горы», «география», «люди», «Африка», «Евразия», «Австралия». В понятии Сила лексематическая схожесть наименьшая и включает всего два слова: «физика», «давление». Однако как в первом, так и во втором из приведенных примеров видно, что естественнонаучная концептуальная ассимиляция понятийного аппарата учащихся либо низкая, либо вовсе не соответствует научно-дисциплинарной интерпретации.

Возьмем, к примеру, понятие Атмосфера. Лексематическая схожесть в определении этого понятия учащимися двух регионов составляет 46,2%. Однако анализ семантики данного понятия показывает, что из 46,2% учащихся 40,9% томских школьников и 26% нефтеюганских правильно интерпретируют его как воздух, газ - все остальное неточно (оболочка) или вовсе неверно (космос, Земля, шар, облака, кислород и т.д.) (см. табл. 2). Более того, при анализе семантики естественнонаучных понятий убедительно прослеживаются социально-когнитивные стереотипы, сформированные географическими и социокультурными особенностями изучаемых регионов. Например, нефтеюганские школьники понятие атмосфера в значительной степени (14%) связывают с представлениями о жизненно важном кислороде, которого в атмосфере Севера недостаточно; в определении понятия «население» больший акцент делают на национальности (русские, негры, европеоиды); понятие «скорость» связывают с очень частыми переездами, и преимущественно на самолетах, отсюда и семантическое наполнение (медленно, быстро, быстрота), а машина является обязательным элементом быта жителей Малой Земли. Совершенно иная семантика понятия «скорость» у томских школьников - это движение, бег, время, путь и т.д.

Таблица 2 Показатели ассимиляции естественнонаучных понятий в структуре мышления учащихся 7-х классов, проживающих в различных социокультурных средах

Понятие

Лексематическая схожесть

Концептуальная ассимиляция, Нефтеюганск (%)

Концептуальная ассимиляция, Томск (%)

Понятие

Лексематическая схожесть

Концептуальная

ассимиляция, Нефтеюганск (%)

Концептуальная ассимиляция, Томск (%)

Атмосфера

6

58,0

72,5

Население

4

36,8

40,2

Биология

5

67,9

53,9

Сила

2

13,9

19,9

География

5

39,7

42,2

Скорость

6

45,8

35,1

Карта

4

24,8

16,5

Тело

4

21,5

22,1

Клетка

5

28,2

25,4

Физика

3

23,4

20,5

Материк

7

46,1

33.0

Ядро

3

32,0

24,8

Масса

6

49,6

55.3

       
Страницы: 1 2 3 4 5

Нюансы образования:

Причины и трудности усвоения навыка чтения
Возможные причины (речевые, психологические, операциональные) трудностей усвоения навыка чтения приведены в таблице. Компонент чтения Симптоматика нарушения чтения Психологические и речевые причины т ...

Система диагностики в работе учителя информатики
Итак, диагностика – это процедура, направленная на выявление реального состояния предмета или явления (с помощью методов исследования) Требования к диагностике: валидность (соответствие) Теоретическа ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru