Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Построение образовательной программы по истории с точки зрения компетентностного подхода

Педагогика и воспитание » Реализация компетентностного подхода на уроках истории » Построение образовательной программы по истории с точки зрения компетентностного подхода

Страница 1

Индивидуальная система ценностных ориентации человека является важнейшей подсистемой личности. Она создается и закрепляется всем жизненным опытом человека. Эта система обеспечивает устойчивость личности, преемственность поведения, определяет направленность потребностей и интересов. Целостность, устойчивость системы ценностей определяют зрелость личности.

Система образования, в рамках которой становящийся человек проводит большую часть своего времени, не может находиться в стороне от процесса становления личной системы ценностей. Мы, как и любое общество, заинтересованы в том, чтобы учащиеся придерживались тех, а не иных принципов поведения, ориентировались на определенные нравственные идеалы.

Попытка определить ключевые ценности, скорее даже не ценности, а области ценностей, представлена в государственном стандарте (национально-региональном компоненте) общего образования. Здесь ценностно-ориентационная составляющая рассматривается как элемент качества образования, один из показателей его результата. Выделяя приоритетные линии в содержании образования, разработчики определили и ключевые ценности для каждой ступени образования. Так, в рамках культурно-исторической линии содержания выделены такие ценности, как признание самоценности личности, права каждого человека на индивидуальность, личная ответственность за свои действия, развитость чувства причастности культуре своего народа как составной части мировой культуры, признание ценности общественного богатства, труда как средства самовыражения и формы общественной деятельности и т.д.

Наибольшими возможностями в плане развития системы личных ценностей обладают гуманитарные предметы, прежде всего история и литература. Это учебные дисциплины, где внимание учащихся привлекается к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, личной вины, поведения в конфликтных ситуациях, их эмоционального переживания.

В соответствии с этим подходом, продуктом учебной деятельности являются умение решать нравственные задачи, умение строить свои поступки в зависимости от своих знаний, навыков и ценностных ориентиров. Образовательный процесс на уроках истории организуется таким образом, что учащийся постоянно ставится в ситуацию решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. При этом учащийся проводит как фактический анализ (выявляет объективные свойства исторических событий и процессов), так и ценностно-оценочный анализ, определяя значение данного события для развития общества, личности и т.д. В ходе занятий учителем ставится цель выработать умение использовать при оценках систему общечеловеческих, социально значимых и личных ценностей, соотносить их, чтобы выработать ответственность за принятое решение.

Известно, что в обучении истории преобладают занятия, на которых доминируют цели формирования знаний. Бывают уроки, где преимущественно реализуется воспитательный потенциал школьного курса. Но также возможны занятия, на которых деятельность учителя и учащихся подчинена главным образом целям приобретения знаний о способах учебной деятельности, формированию и закреплению умений ее осуществлять. К сожалению, большой объем информации препятствует выделению на эти цели целого урока. Речь, как правило, идет о части занятия. Этот фрагмент урока можно назвать развивающимся модулем. (Модуль урока — это часть занятия, посвященная решению только одной локальной задачи обучения, законченная как по своему содержанию, так и по только ему присущим приемам организации учебной деятельности школьников.) При тематическом планировании процесса изучения школьного курса учитель, исходя из характера собственно исторического содержания, определяет ведущий развивающий потенциал.

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Виды дидактических игр для развития словаря
Осуществляя работу по формированию и активизации словаря, педагоги ДОУ эффективно используют дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Кто увидит и назовет больше?», «Краски», «Что изменилось» и други ...

Особенности организации урока физической культуры в 5 – 9 классах
Урок физической культуры является основной формой занятий физическими упражнениями, в нем заложены возможности для решения стратегических задач физической культуры – всестороннего, гармоничного разви ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru