В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Решение проблемы фундаментализации и повышения качества естественно-научной подготовки посредством компьютеризированного лабораторного практикума привело нас к созданию серии программ повышенной сложности, каждая из которых содержит концентрированный теоретический раздел, определяющий базовые понятия и поясняющий суть задачи, лежащие в ее основе закономерности. Затем следует демонстрационный раздел, показывающий в динамике в нужном темпе все фазы процесса. После этого обучаемый получает возможность экспериментировать самостоятельно – компьютерная система превращается в рабочий инструмент, причем не только инструмент математического моделирования, но и в измерительную систему.
Как показали наши исследования, применение в данной методике компьютерной метрологии предоставляет субъектам педагогического процесса и дополнительные дидактические возможности, которые:
создают у студентов положительную мотивацию, что активизирует учебную деятельность уже на этапе подготовки к лабораторной работе;
стимулируют самостоятельное изучение реально протекающих физических явлений, и приобщают студентов к экспериментально-исследовательской деятельности.
При измерениях вольтамперных характеристик нелинейных элементов оказывается возможным не только вычислить их параметры, но и объяснить физические процессы, которые приводят к нелинейности зависимостей и применить для объяснения явлений последние достижения квантовой механики.
Все это позволяет закрепить закономерности и выводы зонной теории, связать особенности внутреннего строения и свойств кристаллов с их внешними проявлениями, что значительно повышает как интерес к самостоятельной работе студентов с ЭВМ, так и качество фундаментальной подготовки специалистов.
Самостоятельная работа студентов в таком стиле не только снимает затруднения при восприятии нового материала, но и способствует анализу различных проблемных ситуаций и формированию самостоятельных выводов и обобщений, что увеличивает мотивацию познавательной деятельности при изучении физики.
Использованный автором подход, заключающийся во включении эспериментально-исследовательской работы уже на начальной стадии обучения, хорошо вписывается в решение вопроса о ранней специализации при изучении общеобразовательных дисциплин, поскольку формирует у студента ментальный опыт и такой уровень профессиональной компетентности, который обеспечивает правильное поведение инженера в конкретных ситуациях.
Методика реализована в разработанных алгоритмах и пакетах программ автоматизированных информационных, обучающих и контролирующих модулей, допускающих и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по следующим темам курса физики: «Измерение вольтамперной характеристики терморезистора», «Изучение затухания люминесценции», «Исследование релаксационных явлений» и в компьютерном сопровождении темы «Основы зонной теории».
Разработанная программа обеспечивает возможность самоподготовки студентов без участия преподавателя. Статистическая обработка зафиксированных результатов по выполнению отдельных частей программы позволяет преподавателю корректировать самостоятельную деятельность студентов.