Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Социализация ребенка в неполной семье как психолого-педагогическая проблема

Педагогика и воспитание » Социально-педагогическая поддержка неполной семьи в вопросах социализации младшего школьника » Социализация ребенка в неполной семье как психолого-педагогическая проблема

Страница 5

“Маменькина дочка” – не менее частое явление, чем “маменькин сынок”. Все зависит от того, какие глубинные установки – личностные, мировоззренческие или воспитательные – проецирует родитель на ребенка.

Отцовская любовь к сыну более требовательна, к дочери более покровительственна. Мать, наоборот, скорее склонна баловать сына и больше притязаний предъявлять дочери.

Такая ситуация вполне нормальна, если особенности характера родителей не приводит к ее нездоровому заострению. Именно такая расстановка сил способствует формированию мужских черт мальчика и женских – у девочки. Мальчик, испытывающий аморфный либерализм отца и жесткую авторитарность матери, рискуют вырасти никудышным мужчиной. А из девочки, которую отец подстегивает, а мать легко обволакивает, скорее всего получится странное создание с мужскими притязаниями, не подкрепленными реальной мужской силой. Все же основной фигурой в детском возрасте, в которой воплощается мир, является мать, особенно это проявляется, если мать воспитывает ребенка одна.

Роль матери для детей не одинакова. Так, для девочек основная задача – освоение половой роли, для нее мать – образец, та часть мира, которую надо “примерять на себя”, а заодно и все, что с этим связано: отношение другого пола, отношение детей; происходит некоторая конкуренция за внимание отца и особенная чуткость к тому, как отец относится к женщине, а они на это отвечают. Все меряется на себе и усваивается накрепко.

У мальчиков любовь к матери искренняя, нежная, они очень обидчивы и ревнивы по отношению к “конкурентам”. Не менее чутко, чем девочки они воспринимают и усваивают модель супружеских отношений. Для них важны и ласка матери, ее сочувствие – и одновременно признание их “мужского достоинства”.

Исследования феномена вынужденной разлуки показали, что полное лишение ребенка матери в период раннего детства или ее частичное отсутствие приводит к одному из трех необратимых последствий: агрессии, дебильности (умственной неполноценности, отсталости), инфантилизму (пассивности, замедленности общих типов развития). В будущем это приводит к отсутствию активности, жизненной инициативы.

Совместность родительства для мужчин психологически важнее, чем для женщин. Главные причины этого— увеличение числа внебрачных детей и рост числа разводов. Мужчина, у которого не складываются отношения с женой, часто охладевает и к ребенку, чего у матерей обычно не происходит. Еще разрушительнее действует развод. Для многих мужчин брак и отцовство — своего рода «пакетное соглашение». Более молодые и образованные отцы, живущие со свои ми семьями, проводят с детьми больше времени, чем раньше, но все больше мужчин не живет со своими семьями.

Противоречия отцовской психологии отражают неоднозначность социальных тенденций. Как отмечает известный американский историк Джон Гиллис, если раньше отцовство было обязательным аспектом, то теперь оно, как и все прочие роли, стало делом свободного выбора, превращается в призвание, которым одни мужчины занимаются, а другие — нет.

Доказано, что индивидуальный стиль отцовства сильно зависит от прошлого собственного опыта мужчины и передается из поколения в поколение, причем ответственное отцовство чрезвычайно благотворно как для сыновей, так и для отцов.

Вопреки ожиданиям многих психологов, отцы и матери чаще влияют на ребенка сходно, чем различно, расхождения между ними менее важны, чем сходства. Механизмы и средства влияния на детей у отцов и матерей весьма похожи. Важное значение имеет стиль родительства. Такие свойства отцов, как интеллект и даже теплота, влияют на развитие ребенка меньше, чем характер тех взаимоотношений, которые они установили со своими детьми. Дети, имеющие с родителями устойчивые, поддерживающие, взаимные и эмоциональные от ношения, психологически благополучнее тех, у кого эти моменты отсутствуют. Точно так же количество времени, которое отцы проводят с деть ми, менее важно, чем то, как именно они его проводят, и как отцы, матери, дети и другие важные для них лица воспринимают и оценивают это взаимодействие. Не существует единой «отцовской роли», к которой все отцы должны стремиться. Успешный отец — тот, который хорошо выполняет задачи, подсказываемые конкретной ситуацией.

Исследования показывают, что для отца ребенок, в первую очередь, его “продолжатель”, его второе “я “, причем это “я” – желаемое. Примешиваются и мотивы компенсации, и реализации себя как отца, защитника, воспитателя. Немаловажен и мотив продолжения рода, и потребность передать ребенку то, что знаю и умею. По крайней мере, до рождения ребенка отцы менее склонны видеть в нем нечто самостоятельное, уникальное и стремиться именно это в ребенке поддержать.

Таким образом мы установили, что неполная семья в современных социально-экономических условиях является объектом изучения социальной педагогики, психологии, социальной психологии, социологии, педагогики и имеет массу проблем, в большинстве своем влияющих на характер и эффективность воспитания ребенка и требующих особого подхода к их решению. Для этого необходимо создать специально организованный процесс педагогической поддержки семейного воспитания со стороны учителя, классного руководителя с привлечением к этому процессу специалистов различных областей знания (медиков, психологов, юристов и др.), но для этого необходимо знать как происходила социализация детей младшего школьного возраста в семье прошлых времен.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Нюансы образования:

Влияние системы развивающего обучения на процесс развития личности младшего школьника в работах Д.Б. Эльконина
В процессе школьного обучения качественно изменяются, перестраиваются все сферы личности ребёнка. Однако начинается эта перестройка с интеллектуальной сферы, и прежде всего – с мышления. Это связано ...

Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
Известно, что в младшем и среднем школьном возрастах процесс физического развития резко замедляется до нового своего ускорения в подростковом возрасте. Общее замедление физического развития и физиоло ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru