Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Интеграционные процессы в развитии системы высшего образования в Узбекистане

Педагогика и воспитание » Интеграционные процессы в развитии системы высшего образования в Узбекистане

Страница 13

В понимании интеграционных процессов имеются различные точки зрения. Одни исследователи (Я.Хоффер, Джон Хоган и Жаклин Брайн) рассматривают синтез знаний, комплексность исследования и междисциплинарное взаимодействие, что в некотором роде можно называть родственными понятиями. Другие исследователи (Элизабет Браун, Шауна Батервик) выдвигают точку зрения, согласно которой комплексный подход может принимать не только вид междисциплинарного, но и межуровневого, а также сочетать проблемный и предметный, территориальный и отраслевой подходы.

Интегральное исследование может быть проведено ученым–интегратором, либо отдельной научной организацией, но наибольшие возможности, бесспорно, имеют объединенные силы нескольких или многих научных коллективов. В научной литературе под интегральными отраслями знаний понимаются интегративные теории, науки и частные (прогностика, абстрактные теории, теория систем и т.п.).

Анализ системы образования в Узбекистане показал, что интегральный подход включает интегративные теории как необходимый элемент, но не сводится к нему. Интегральность предполагает органическое единство теории и практики, теоретического и прикладного аспектов в научном исследовании.

Следовательно, в оценке эффективности на первый план будут выходить качественные оценки, измерение традиционными методами невозможно: он выражается в степени междисциплинарного синтеза, степени универсальности использования результатов на практике, степени взаимосвязанности между научными организациями и является качественным критерием оценки эффективности.

Методологической основой моделирования специалистов является концепция всестороннего и гармоничного развития личности. По своей сути она является теорией интеграции личности в плане единства всех сторон и свойств, т.е. целостности. В личности отражается вся совокупность социально значимых черт и социальных отношений, составляющих сущность данного общества. В качестве эталонной идеальной модели специалиста может быть предложена органично – целостная личность с высоким уровнем развития специальной, организаторской, общественно – политической, общекультурной функцией, гармонично взаимосвязанных в процессе осуществления деятельности. В современных условиях высшая школа еще не может сформировать всех специалистов всесторонне и гармонично развитыми. Поэтому среди сегодняшних специалистов могут быть выделены несколько типов по степени приближения или удаления от идеала. Их теоретическое описание может быть положено в основу модели специалиста определенного типа.

Основная задача педвуза сегодня - подготовка выпускника, не только хорошо владеющего специальным предметом, который будет преподавать в школе, но и владеющего тем, что можно назвать практической педагогикой, т.е. педагогикой как искусством обучения и воспитания, как конкретной технологией педагогической деятельности.

При этом необходимо на практике реализовать идею системного подхода к профессионально – педагогической подготовке будущего специалиста, учитывая все изменения, происходящие в обществе, и тенденции его дальнейшего развития. Мы имеем в виду в первую очередь демократизацию, гуманизацию, гуманитаризацию (как средства гуманизации), усиление индивидуально – творчески и личностного подхода к формированию учителя – предметника. Интеграция системного, индивидуального, творчески гуманитарно-личностного, личностно-деятельностного, культурологического и т.д. подходов к профессионально – педагогической подготовке учителя есть необходимое условие данной работы на ближайшее время. Целостный характер подготовки специалиста обеспечивается сложным взаимосвязанным на интегративной основе комплексом обществоведческой и специальной подготовки по предмету, психолого-педагогической подготовки учителя каждый блок этой сложной разнопрофильной системы представляет относительно самостоятельную подструктуру (или подсистему) как часть целого. Как показывает опыт, процесс подготовки учителя в его многообразных аспектах до сих пор не стал предметом комплексного исследования, объектом системного подхода к нему как к целостному явлению. Это привело к функционализму во всей учебно-воспитательной работе педагогических вузов, в частности в психолого-педагогической подготовке, о чем свидетельствует построение учебных программ и учебников по педагогике и несогласованность в преподавании дидактики, теории воспитания, а также в методике преподавания предмета, спецкурсов и спецсеминаров.

Одна из причин низкой результативности учебного процесса – дробление дисциплин педагогического цикла и их изучение по линейному принципу. Не соблюдается принцип межпредметных связей, связи теории и практики обучения. Анализ динамики формирования учебных планов дает возможность зафиксировать общее явление: усиление значимости тех или иных дисциплин за счет увеличения временных параметров (механическое увеличение часов или введение новых предметов) дало весьма незначительный эффект. Слабо связанные друг с другом и лишенные системных связей разнообразные виды деятельности не давали целостного представления о профессионально – педагогической подготовке будущего учителя. Значение межпредметных связей особенно усилилось с тенденцией к интеграции науки и практики, с возникновением интегрированных профессий. Это требует от человека овладения общенаучными, общетехническими и специальными знаниями и их комплексного применения на практике. В связи с этим значительно усилилась практическая и политехническая направленность знаний, возрастает возможность использования опорных знаний.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Нюансы образования:

Экспериментальная проверка эффективности результатов исследования
Целью данного параграфа является проведение контрольного эксперимента, направленного на анализ эффективности созданных педагогических условий, обеспечивающих направленность художественно-творческой д ...

Технические средства автоматизированного рабочего места учителя
В современных условиях учитель не может работать с мелом и доской. Сегодня общепринято широкое использование различных технических устройств. Наиболее широко используются аудиовизуальные средства ото ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru