В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В концепции модернизации современного образования особо подчеркивается роль базового звена образования - общеобразовательной школы, которая должна ориентироваться не только на усвоение учеником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности. Школьники, учителя и родители получили закрепленное законом право на выбор программ, учебников, образовательных технологий.
Педагогическая система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, основная цель которой состоит в развитии ученика, как субъекта учения, в значительной степени отвечает задаче создания благоприятных условий для проявления и развития психического потенциала учащихся.
За последние годы общим проблемам воли и волевой регуляции посвящено незначительное число работ (Асмолов А.Г., Быков А.В., Васильева Ю.А., Дружинин В.Н., Иванников В.А., Ильин Е.П., Пасниченко А.Э., Пуртова Е.А., Фролов А.И., Шапкин С.А., Шульга Т.И.). Наряду с этим многочисленные исследования показывают, что психические особенности детей младшего школьного возраста формируются и развиваются в зависимости от условий, в частности от содержания и методов школьного обучения.
Нами было проведено специальное экспериментальное исследование, в котором принимали участие учащиеся 1-4 классов традиционной и развивающей Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова систем обучения школ г. Нижневартовска. Исходя из целей исследования, учащиеся начальных классов, были разделены на две группы, в зависимости от программы обучения (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, традиционная система обучения).
Для классификации волевых качеств выделим критерии степени значимости данного волевого качества для того или иного вида деятельности, в нашем случае - учебной деятельности (основываясь на концепции Рудика П. А и Щербакова Е. П.). В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции мы будем понимать меру овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями. Выделим значимые волевые качества, обусловливающие, на наш взгляд, успешность учебной деятельности: упорство и настойчивость, решительность, выдержка.
Методы исследования волевых качеств младшего школьника отвечали задачам исследования и были разнообразны (наблюдение, эксперимент, анкетирование, тестирование, метод срезов, метод экспертных оценок, методы статистической обработки данных). Все использованные в работе методы, проведенные независимо друг от друга, дали результаты, которые взаимно согласуются, что также говорит о валидности примененного инструментария.
Первый этап эксперимента включал в себя предварительное знакомство с детьми, поступившими в 1-й класс, диагностику их волевых качеств. Это способствовало выяснению степени их готовности к обучению и позволяло оценить однородность групп двух систем обучения: развивающего (РО) и традиционного (ТО). Для этого был использован детский вариант индивидуально-типологического опросника - ИТДО. По результатам, обследованные были распределены на две группы: с высоким и низким уровнем сформированности волевых качеств. Уровень сформированности волевых качеств у детей 6-7 лет
Уровень сформированности волевых качеств |
% | |
Развивающее обучение |
Традиционное обучение | |
Высокий уровень |
36 |
35,7 |
Низкий уровень |
64 |
64,3 |
Полученные данные, свидетельствуют, что высокий уровень сформированности волевых качеств имеет лишь треть детей, поступивших в первый класс, и также подтверждают взгляды психологов, занимающихся проблемой изучения волевой сферы, о том, что 6-7 летний возраст характеризуется недостаточной сформированностью волевой сферы (Крутецкий В.А., Обухова Л.Ф., Рубцов В. В.).
Основные направления
деятельности и специфика работы социального педагога по предупреждению
правонарушений среди несовершеннолетних
Социальный педагог – это профессионально подготовленный специалист в области отношений в социуме. Его работа направлена на все категории населения людей разного возраста, различных профессий, социаль ...
Звукопроизношение как проблема современной
логопедии
Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, тесной связью развития речи, мышления и всей психической деятельности реб ...