Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Особенности формирования волевых качеств младших школьников различных систем обучения

Педагогика и воспитание » Особенности формирования волевых качеств младших школьников различных систем обучения

Страница 2

Так же, опираясь на полученные результаты можно констатировать тот факт, что недостаточность сформированности волевой сферы очевидна как в классе РО (64%), так и в классе ТО (64,3%). Таким образом, уровень развития изучаемых волевых качеств примерно одинаков у обследуемых перед обучением в начальной школе.

Опираясь на тот факт, что волевые качества формируются постепенно в процессе деятельности человека, в том числе и процессе учебной деятельности, есть основания полагать, что учебная деятельность и учебный процесс выступают в качестве одного из факторов определяющих формирование волевых качеств у учащихся.

Уровень сформированности настойчивости выявлялся по методике А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана. Результаты обследования учащихся 1-4 классов представлены на рис. 1.

Рис. 1. Динамика развития волевого качества настойчивость у учащихся 1-4 классов

Уровень настойчивости возрастает у всех учащихся с 1 по 4 классы независимо от системы обучения. Наиболее высокий показатель уровня настойчивости приходится на период обучения во втором классе, дальнейшее формирование протекает более плавно. У учащихся традиционной системы, уровень развития настойчивости во втором классе по сравнению с первым возрастает на 21,2%, в 3-4 классах - на 5-7% и к периоду окончания начальной школы достигает 66,7%. У обучающихся по системе РО, на период обучения во втором классе рост уровня составляет 20,2%, в дальнейшем развитие настойчивости происходит более эффективно, в сравнении с системой ТО, и на момент окончания обучения в начальных классах достигает 85%.

Уровни сформированности решительности по методике Смирнова Б.Н. представлены на рис. 2.

Рис. 2. Динамика развития волевого качества решительность у учащихся 1-4 классов

Полученные данные подтверждают тот факт, что система обучения оказывает значительное влияние на формирование реши - тельности. В классе РО наблюдается положительная динамика раз - вития исследуемого волевого качества. Эффективное повышение уровня решительности, практически наполовину, по сравнению с результатами исследования у первоклассников, наблюдается у учащихся вторых классов обеих систем. В классе ТО прослеживается регресс в период 2-3 года обучения. В целом, значимые различия в показателях в пользу развивающей системы получены во 2, 3 и 4 классах.

Результаты исследования выдержки по методике А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана "Исследование волевого качества настойчивости и выдержки", представлены на рис. 3.

волевое качество младший школьник

Рис. 3. Динамика развития волевого качества "выдержка" у учащихся 1-4 классов

Формирование выдержки происходит на всем периоде обучения в начальной школе. Дети поступают в школу с достаточно низким уровнем: 17-19%, дальнейшее формирование происходит во 3-4 классах, однако статистически значимых различий у учащихся различных систем не наблюдается.

Данные, полученные по методике Е.П. Ильина и П.А. Ковалева "Агрессивное поведение", рассчитывались методом Хи: и не дали оснований говорить о статистически значимых различиях между учащимися ТО и РО на протяжении всех этапов обучения в начальной школе. Полученные выводы в результате проведения методик на выявление уровня выдержки, позволяют говорить о том, что выдержка в меньшей степени формируется в учебной деятельности. Данное волевое качество в большей степени биологически детерминировано.

В результате изучения особенностей развития волевой сферы у учащихся, обучающихся по системам РО и ТО, на различных этапах школьного обучения было обнаружено, что развитие волевых качеств отмечается как в классах РО, так и в классах ТО. Однако, на основании полученных данных можно констатировать, что у учащихся по системе РО развитие волевых качеств упорства, настойчивости и решительности происходит более интенсивно, а в 1-х классах темпы развития психических познавательных процессов примерно одинаковы.

Страницы: 1 2 3 4

Нюансы образования:

Построение образовательной программы по истории с точки зрения компетентностного подхода
Индивидуальная система ценностных ориентации человека является важнейшей подсистемой личности. Она создается и закрепляется всем жизненным опытом человека. Эта система обеспечивает устойчивость лично ...

Определение влияния дидактических игр на умственное развитие детей подготовительной к школе группе
В нашей работе участниками исследования стали дети подготовительной к школе группы, 6-7 лет в количестве 16 человек. Их них 10 девочек и 6 мальчиков. Исследовательской базой является детский сад обще ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru