В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
"…выполняя свою основную миссию, дошкольные учреждения и школа должны создать условия для сохранения здоровья, дать детям всестороннее гармоническое умственное, нравственное и физическое развитие в условиях учебной нагрузки". Иными словами, вся система физкультурного воспитания должна быть сориентирована на построение развивающей среды. При ее проектировании определяющую роль будет играть личностно-ориентированный подход. "Проблема этого подхода заключается в том, что он направлен на будущую личность: как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решать проблемы его индивидуально-творческого развития и поддержки, становление субъективности человека, его культурной идентификации, социализации, жизненного самоопределения".
Из наиболее важных положений личностно-ориентированного подхода отметим:
1) Переосмысление традиционного понимания образования, которое понимается как становление человека, обретение им себя, своего образа;
2) Отношение педагога к личности ученика и его позиции в образовательном процессе. Упор делается на гуманистический подход, предполагающий отношение к личности ученика как к самостоятельному субъекту. Цель этого подхода - найти, поддержать и развить человека в человеке, заложить в нём механизмы самореализации.
Система организации школьного образования, ориентированная на классно-урочную форму, на протяжении последних трех столетий убедительно доказала свою эффективность. Но в начале третьего тысячелетия, возможно, исчерпала свой ресурс (при нас, в классическом виде). Педагогические исследования последнего времени свидетельствуют, что школьная модель образования требует трансформации, которая соответствовала бы изменениям социокультурной ситуации как в обществе, так и внутри школы. Определяющим фактором при этом выступает постепенный отход школы от тоталитарной и приближение к гуманистической педагогической парадигме.
Созрели подобные изменения и в организации физического воспитания (ФВ) молодого поколения, где все еще сохраняется разрыв между гуманистически ориентированными программными документами и старой (неадекватной в новых условиях) практикой физвоспитания. Традиционно организационная модель ФВ школьников основывается на обязательной классно-урочной форме, которую дополняют внеклассная и внешкольная формы. В качестве аксиомы принимается то, что цели и задачи ФВ школьников могут быть успешно достигнуты и решены только в рамках классно-урочной формы организации учебного процесса, в то время как другие формы имеют второстепенный и подчиненный статус. Видно, что похожая модель организации ФВ мало учитывает субъективную позицию школьника, его интересы, намерения, способности и желания. Названная модель по-прежнему ориентирована на унификацию школьников, что характерно для тоталитарной образовательной парадигмы. Вот почему даже опираясь на программу по физической культуре (1992-98), учители часто не реализуют ее гуманистично-образовательную сущность. Тем самым опустошается содержательно-ценностный потенциал предмета "Физическая культура". Содействует этому и традиционная ориентация учителей на нормативно-тренировочный подход в ФВ. В связи с чем необходимо констатировать, что урок физической культуры все еще не имеет отчетливого образовательного вектора, а по-прежнему ориентирован преимущественно на развитии физических качеств школьников. Если считать, что и внеклассная работа по ФВ в школе имеет стихийный характер и мало учитывает потребности и интересы учеников, так понятно, почему названной формой сейчас охвачено меньше 50% учеников (реально 10-15%).
Гуманистическая педагогическая парадигма предусматривает максимальную реализацию самости школьника через индивидуальную образовательную и воспитательную траекторию в физкультурном пространстве. Однако ее реализация требует, на наш взгляд, создания новой модели организации ФВ школьников, контуры которой мы и попытаемся очертить. Нам кажется, что новая модель должна отличаться от традиционной переосмыслением роли форм организации ФВ школьников и перераспределением образовательных акцентов в педагогическом процессе.
Дидактические
функции сети интернет
Создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, стало одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс ...
Навык как ведущий фактор изобразительной деятельности младшего школьника
Всякое обучение и приобретение целостного навыка требует немалых усилий. Необходимо овладеть каждым из отдельных составляющих, а затем соединить все элементы в комплексный навык. На этом этапе требую ...