Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Экспериментальная модель использования форм организации физического воспитания школьников

Педагогика и воспитание » Теоретико-методологические и психологические аспекты физкультурного развития человека в онтогенезе » Экспериментальная модель использования форм организации физического воспитания школьников

Страница 1

"…выполняя свою основную миссию, дошкольные учреждения и школа должны создать условия для сохранения здоровья, дать детям всестороннее гармоническое умственное, нравственное и физическое развитие в условиях учебной нагрузки". Иными словами, вся система физкультурного воспитания должна быть сориентирована на построение развивающей среды. При ее проектировании определяющую роль будет играть личностно-ориентированный подход. "Проблема этого подхода заключается в том, что он направлен на будущую личность: как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решать проблемы его индивидуально-творческого развития и поддержки, становление субъективности человека, его культурной идентификации, социализации, жизненного самоопределения".

Из наиболее важных положений личностно-ориентированного подхода отметим:

1) Переосмысление традиционного понимания образования, которое понимается как становление человека, обретение им себя, своего образа;

2) Отношение педагога к личности ученика и его позиции в образовательном процессе. Упор делается на гуманистический подход, предполагающий отношение к личности ученика как к самостоятельному субъекту. Цель этого подхода - найти, поддержать и развить человека в человеке, заложить в нём механизмы самореализации.

Система организации школьного образования, ориентированная на классно-урочную форму, на протяжении последних трех столетий убедительно доказала свою эффективность. Но в начале третьего тысячелетия, возможно, исчерпала свой ресурс (при нас, в классическом виде). Педагогические исследования последнего времени свидетельствуют, что школьная модель образования требует трансформации, которая соответствовала бы изменениям социокультурной ситуации как в обществе, так и внутри школы. Определяющим фактором при этом выступает постепенный отход школы от тоталитарной и приближение к гуманистической педагогической парадигме.

Созрели подобные изменения и в организации физического воспитания (ФВ) молодого поколения, где все еще сохраняется разрыв между гуманистически ориентированными программными документами и старой (неадекватной в новых условиях) практикой физвоспитания. Традиционно организационная модель ФВ школьников основывается на обязательной классно-урочной форме, которую дополняют внеклассная и внешкольная формы. В качестве аксиомы принимается то, что цели и задачи ФВ школьников могут быть успешно достигнуты и решены только в рамках классно-урочной формы организации учебного процесса, в то время как другие формы имеют второстепенный и подчиненный статус. Видно, что похожая модель организации ФВ мало учитывает субъективную позицию школьника, его интересы, намерения, способности и желания. Названная модель по-прежнему ориентирована на унификацию школьников, что характерно для тоталитарной образовательной парадигмы. Вот почему даже опираясь на программу по физической культуре (1992-98), учители часто не реализуют ее гуманистично-образовательную сущность. Тем самым опустошается содержательно-ценностный потенциал предмета "Физическая культура". Содействует этому и традиционная ориентация учителей на нормативно-тренировочный подход в ФВ. В связи с чем необходимо констатировать, что урок физической культуры все еще не имеет отчетливого образовательного вектора, а по-прежнему ориентирован преимущественно на развитии физических качеств школьников. Если считать, что и внеклассная работа по ФВ в школе имеет стихийный характер и мало учитывает потребности и интересы учеников, так понятно, почему названной формой сейчас охвачено меньше 50% учеников (реально 10-15%).

Гуманистическая педагогическая парадигма предусматривает максимальную реализацию самости школьника через индивидуальную образовательную и воспитательную траекторию в физкультурном пространстве. Однако ее реализация требует, на наш взгляд, создания новой модели организации ФВ школьников, контуры которой мы и попытаемся очертить. Нам кажется, что новая модель должна отличаться от традиционной переосмыслением роли форм организации ФВ школьников и перераспределением образовательных акцентов в педагогическом процессе.

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru