Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Педагогические условия формирования мобильности младших школьников в процессе обучения

Педагогика и воспитание » Педагогические условия формирования мобильности младших школьников в процессе обучения

В современной российской действительности происходят перемены глобального значения, сочетающие в себе динамизм и противоречивость. Развитие социальной активности, мобильности учащихся, является гарантом успешной адаптации личности в главных сферах деятельности человека и общества.

В связи с этим одной из наиболее актуальных проблем современного образования является проблема организации такого учебно-воспитательного процесса, в котором бы успешно решались следующие задачи: определение условий, содержания и методов работы педагогов по активизации творческого потенциала учащихся; развитие познавательной активности личности в учебной деятельности, удовлетворяющей познавательные интересы учащихся, способствующие становлению их мобильности.

К проблеме мобильности личности прежде всего обращались философы и социологи – П. Сорокин, Б. Барбер, Гидденс Э., И.В. Василенко; в психологии личности глубоко изучалась проблема позиции личности – Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Д. Глоточкин, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, была разработана диспозиционная теория – В.А. Ядов.

В педагогике воспитательную мобильность изучал Н.М. Таланчук; мобильность в обучении упоминается в работах Г.И. Щукиной.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, нельзя недооценивать роль учителя в формировании мобильности в обучении. Здесь для нас важны идеи гуманистической педагогики Ш.А. Амонашвили, концепция учебной творческой деятельности – И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, концепция творчества и природы познавательных процессов – Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Т.И. Шамова.

Достаточно полно изучена проблема взаимосвязи семьи и образовательных учреждений (детский сад, школа) как институтов, корректирующих природный фон развития ребенка (материнскую культуру) – Л.П. Буева, М.И. Буянов, Г.И. Гак, Н.Ф. Голованова, В.И. Гуров, В.С. Ильин, И.С. Кон, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, С.В. Маланов, Н.Г. Морозова, В.В. Сохранов, С.А. Шурыгина, М.А. Яцкая.

Однако целенаправленно проблема формирования мобильности младших школьников изучалась недостаточно.

Актуальность нашего исследования обусловлена важностью проблемы формирования мобильной личности на учебных занятиях в начальных классах, определением педагогических условий формирования мобильности младшего школьника, недостаточной разработкой проблемы взаимосвязи и взаимодействия между семьей, детским садом и школой в формировании мобильности учащихся, отсутствием исследований в педагогике, рассматривающих процесс формирования и развития мобильности младших школьников в разных формах обучения.

Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная. Именно в процессе учебной деятельности происходит развитие и становление таких личностных качеств младшего школьника, как активное отношение к процессу познания, умение ставить перед собой познавательные задачи, находить пути их решения, творческое отношение к любому виду деятельности, способность контролировать и оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей, а также способность находить ошибки и определять способы их исправления.

В связи с обозначенной проблемой тема нашего исследования следующая: «Педагогические условия формирования мобильности у младших школьников в процессе обучения».

Цель исследования: выявить педагогические условия успешного формирования мобильности младших школьников в процессе обучения.

В качестве объекта исследования выступает процесс формирования мобильности младшего школьника.

Предметом исследования являются педагогические условия эффективного формирования мобильности младшего школьника в процессе обучения.

Гипотеза: психолого-педагогические условия формирования социальной мобильности являются предпосылкой эффективной адаптации к школе и успешной учебной деятельности учащихся младших классов.

Задачи исследования:

Осуществить междисциплинарный научный анализ состояния изученности процесса формирования мобильности в обучении младшего школьника.

Экспериментальным путём выявить социально-педагогические предпосылки формирования мобильности учащихся в младшем школьном возрасте.

Проанализировать полученные данные и сделать выводы.

Методологическая основа исследования:

- психологическая концепция о соотношении обучения и развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин и др.);

- концепции личностно-ориентированного образования и индивидуального подхода в педагогическом процессе (А.Б. Орлов, Л.К. Гребенкина, Н.А. Шайденко, В.В. Сериков, И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская).

База исследования: 2 класс школы №6 в г. Новый Уренгой, Тюменской области.

Нюансы образования:

Школа диалога культур
I. Исходные предпосылки. Мы исходим из того, что школа призвана подготовить человека, способного отвечать не только требованиям уже сложившейся, наличной ситуации, претендующим на всеобщую нормативно ...

Формы использования исторического материала при преподавании на уроках
Говоря о формах изложения учащимся исторического материала, следует отметить, что нет и не может быть единого правила, руководствуясь, которым можно было бы ознакомить с элементами истории математики ...

Категории
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru