Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Педагогические условия формирования мобильности младших школьников в процессе обучения

Педагогика и воспитание » Педагогические условия формирования мобильности младших школьников в процессе обучения

В современной российской действительности происходят перемены глобального значения, сочетающие в себе динамизм и противоречивость. Развитие социальной активности, мобильности учащихся, является гарантом успешной адаптации личности в главных сферах деятельности человека и общества.

В связи с этим одной из наиболее актуальных проблем современного образования является проблема организации такого учебно-воспитательного процесса, в котором бы успешно решались следующие задачи: определение условий, содержания и методов работы педагогов по активизации творческого потенциала учащихся; развитие познавательной активности личности в учебной деятельности, удовлетворяющей познавательные интересы учащихся, способствующие становлению их мобильности.

К проблеме мобильности личности прежде всего обращались философы и социологи – П. Сорокин, Б. Барбер, Гидденс Э., И.В. Василенко; в психологии личности глубоко изучалась проблема позиции личности – Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Д. Глоточкин, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, была разработана диспозиционная теория – В.А. Ядов.

В педагогике воспитательную мобильность изучал Н.М. Таланчук; мобильность в обучении упоминается в работах Г.И. Щукиной.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, нельзя недооценивать роль учителя в формировании мобильности в обучении. Здесь для нас важны идеи гуманистической педагогики Ш.А. Амонашвили, концепция учебной творческой деятельности – И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, концепция творчества и природы познавательных процессов – Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Т.И. Шамова.

Достаточно полно изучена проблема взаимосвязи семьи и образовательных учреждений (детский сад, школа) как институтов, корректирующих природный фон развития ребенка (материнскую культуру) – Л.П. Буева, М.И. Буянов, Г.И. Гак, Н.Ф. Голованова, В.И. Гуров, В.С. Ильин, И.С. Кон, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, С.В. Маланов, Н.Г. Морозова, В.В. Сохранов, С.А. Шурыгина, М.А. Яцкая.

Однако целенаправленно проблема формирования мобильности младших школьников изучалась недостаточно.

Актуальность нашего исследования обусловлена важностью проблемы формирования мобильной личности на учебных занятиях в начальных классах, определением педагогических условий формирования мобильности младшего школьника, недостаточной разработкой проблемы взаимосвязи и взаимодействия между семьей, детским садом и школой в формировании мобильности учащихся, отсутствием исследований в педагогике, рассматривающих процесс формирования и развития мобильности младших школьников в разных формах обучения.

Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная. Именно в процессе учебной деятельности происходит развитие и становление таких личностных качеств младшего школьника, как активное отношение к процессу познания, умение ставить перед собой познавательные задачи, находить пути их решения, творческое отношение к любому виду деятельности, способность контролировать и оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей, а также способность находить ошибки и определять способы их исправления.

В связи с обозначенной проблемой тема нашего исследования следующая: «Педагогические условия формирования мобильности у младших школьников в процессе обучения».

Цель исследования: выявить педагогические условия успешного формирования мобильности младших школьников в процессе обучения.

В качестве объекта исследования выступает процесс формирования мобильности младшего школьника.

Предметом исследования являются педагогические условия эффективного формирования мобильности младшего школьника в процессе обучения.

Гипотеза: психолого-педагогические условия формирования социальной мобильности являются предпосылкой эффективной адаптации к школе и успешной учебной деятельности учащихся младших классов.

Задачи исследования:

Осуществить междисциплинарный научный анализ состояния изученности процесса формирования мобильности в обучении младшего школьника.

Экспериментальным путём выявить социально-педагогические предпосылки формирования мобильности учащихся в младшем школьном возрасте.

Проанализировать полученные данные и сделать выводы.

Методологическая основа исследования:

- психологическая концепция о соотношении обучения и развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин и др.);

- концепции личностно-ориентированного образования и индивидуального подхода в педагогическом процессе (А.Б. Орлов, Л.К. Гребенкина, Н.А. Шайденко, В.В. Сериков, И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская).

База исследования: 2 класс школы №6 в г. Новый Уренгой, Тюменской области.

Нюансы образования:

Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе
Раскроем понятия «познание», «активность», «познавательная активность». Познание – «процесс психического отражения и восприятия объективного мира в сознании, результатом которого является новое знани ...

Непростые простые задачи. Логическое и психологическое понятие задачи
Традиция рассмотрения вначале простых, а затем составных задач настолько прочно вошла в практику нашей школы, что, насколько нам известно, никто из специалистов в области методики обучения математике ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru