Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Экспериментальное изучение формирования социальной мобильности у младших школьников

Педагогика и воспитание » Педагогические условия формирования мобильности младших школьников в процессе обучения » Экспериментальное изучение формирования социальной мобильности у младших школьников

Страница 1

В первой главе мы рассмотрели теоретические основы психолого-педагогических условий формирования социальной мобильности учащихся младших классов, а так же изучили факторы успешной учебной деятельности младших школьников. В практической части работы мы будем экспериментально изучать особенности формирования социальной обильности младших школьников.

Экспериментальная база нашего исследования – школа №6 города Новый Уренгой Тюменской области. В исследование участвовали ученики 2-го «А» класса, 25 человек. Исследование проводилось 15 сентября 2008 г. Было определено содержание работы, целью которой мы наметили выявить факторы успешности младших школьников. Мы предположили, что психолого-педагогические условия формирования социальной мобильности являются предпосылкой эффективной адаптации к школе и успешной учебной деятельности учащихся младших классов.

Для этого нами были использованы следующие методики:

Опросник «Чувства в школе» – для диагностики социальной мобильности и адаптации к школе.

Методика «10 слов» – диагностика памяти.

Таблицы Шульте – диагностика внимания.

В результате исследования социальной мобильности и адаптации к школе, мы получили следующие данные. Как видно из графика на рисунке 1, большинство детей испытывают чувство спокойствия (60%) и благодарности (56%). Так же большой процент детей отмечают желание приходить в школу (44%), радость и симпатию к учителям (40%). Усталость испытывают 36% школьников, но это может быть следствием окончания учебного года. В целом отмечается преобладание положительных чувств, что говорит о хорошем психологическом климате в классе, достаточно сформированной социальной мобильности и о достаточно высокой адаптации в данном школьном коллективе,

Рис. 1. – Результаты исследования социальной мобильности младших

школьников по методике «Чувства в школе»

Далее мы провели диагностику познавательных процессов – памяти и внимания. Данные исследования представлены на рисунке 2.

Мы видим, что у большинства учащихся в этом классе средний уровень памяти (48%) и внимания (52%). Высокий уровень памяти и внимания отмечается у 6 человек (24%). Низкий уровень памяти (28%) и внимания (24%) выявлен у 7 и, соответственно, у 6 человек.

Рис. 2. – Исследование познавательных процессов по методикам

«10 слов» и «Таблицы Шульте»

В целом уровень познавательных процессов в этом классе достаточно высокий. Таким образом, высокий уровень социальной обильности является достаточным основанием для успешного обучения и эффективной адаптации в данном школьном коллективе.

Итак, глубокие изменения, происходящие в личности младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт деятельности и поведения в этом мире.

Актуальность нашего исследования обусловлена важностью проблемы формирования мобильной личности на учебных занятиях в начальных классах, определением педагогических условий формирования мобильности младшего школьника, недостаточной разработкой проблемы взаимосвязи и взаимодействия между семьей, детским садом и школой в формировании мобильности учащихся, отсутствием исследований в педагогике, рассматривающих процесс формирования и развития мобильности младших школьников в разных формах обучения. Поступление в школу ведет не только к формированию потребности в познании и признании, но и к развитию чувства личности. Ребенок начинает занимать новое место внутри семейных отношений: он – ученик, он – ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе. Для успешного обучения младшим школьникам необходим эмоциональный комфорт, одобрение, уверенность в своих силах, что ведет к повышению социальной мобильности, стимуляции познавательной активности и формированию мотивации на обучение, основы которых закладываются именно в младшем школьном возрасте. Для детей младшего школьного возраста характерны низкие критические способности к воспринимаемой информации, поэтому мнение учителя является для них всегда истинным. Похвала учителя является стимулом к развитию социальной мобильности и мотивацией к учебной деятельности. Но под влиянием неуспеха в решении одной учебной задачи школьник может и остальные воспринимать как непосильные для себя. Вследствие этого падает интерес к учению. Итак, мировоззрение и жизненная позиция учителя начальных классов оказывает заметное влияние на формирование личности младшего школьника. Таким образом, на самых начальных этапах организации учебной деятельности, а именно в младших классах, учить себя с помощью учителя, стать субъектами коллективно распределенной учебной деятельности легче всего тем детям, которым, в силу особенностей их развития, нужна минимальная помощь взрослых. То есть, детям с высокой социальной мобильностью, тем, кто быстрее и легче адаптируется к учебной деятельности.

Страницы: 1 2

Нюансы образования:

Психофизическое развитие детей в онтогенезе
Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.П. Бехтерева, А.Н. Соколова и других показали исключительную роль движений двига ...

Движущие силы педагогического процесса
Условием любого развития и движения, движущей силой являются противоречия, которые в педагогическом процессе необходимо ясно себе представлять, а нередко и специально организовывать. Из-за чего при о ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru