Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Экспериментальное изучение формирования социальной мобильности у младших школьников

Педагогика и воспитание » Педагогические условия формирования мобильности младших школьников в процессе обучения » Экспериментальное изучение формирования социальной мобильности у младших школьников

Страница 1

В первой главе мы рассмотрели теоретические основы психолого-педагогических условий формирования социальной мобильности учащихся младших классов, а так же изучили факторы успешной учебной деятельности младших школьников. В практической части работы мы будем экспериментально изучать особенности формирования социальной обильности младших школьников.

Экспериментальная база нашего исследования – школа №6 города Новый Уренгой Тюменской области. В исследование участвовали ученики 2-го «А» класса, 25 человек. Исследование проводилось 15 сентября 2008 г. Было определено содержание работы, целью которой мы наметили выявить факторы успешности младших школьников. Мы предположили, что психолого-педагогические условия формирования социальной мобильности являются предпосылкой эффективной адаптации к школе и успешной учебной деятельности учащихся младших классов.

Для этого нами были использованы следующие методики:

Опросник «Чувства в школе» – для диагностики социальной мобильности и адаптации к школе.

Методика «10 слов» – диагностика памяти.

Таблицы Шульте – диагностика внимания.

В результате исследования социальной мобильности и адаптации к школе, мы получили следующие данные. Как видно из графика на рисунке 1, большинство детей испытывают чувство спокойствия (60%) и благодарности (56%). Так же большой процент детей отмечают желание приходить в школу (44%), радость и симпатию к учителям (40%). Усталость испытывают 36% школьников, но это может быть следствием окончания учебного года. В целом отмечается преобладание положительных чувств, что говорит о хорошем психологическом климате в классе, достаточно сформированной социальной мобильности и о достаточно высокой адаптации в данном школьном коллективе,

Рис. 1. – Результаты исследования социальной мобильности младших

школьников по методике «Чувства в школе»

Далее мы провели диагностику познавательных процессов – памяти и внимания. Данные исследования представлены на рисунке 2.

Мы видим, что у большинства учащихся в этом классе средний уровень памяти (48%) и внимания (52%). Высокий уровень памяти и внимания отмечается у 6 человек (24%). Низкий уровень памяти (28%) и внимания (24%) выявлен у 7 и, соответственно, у 6 человек.

Рис. 2. – Исследование познавательных процессов по методикам

«10 слов» и «Таблицы Шульте»

В целом уровень познавательных процессов в этом классе достаточно высокий. Таким образом, высокий уровень социальной обильности является достаточным основанием для успешного обучения и эффективной адаптации в данном школьном коллективе.

Итак, глубокие изменения, происходящие в личности младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт деятельности и поведения в этом мире.

Актуальность нашего исследования обусловлена важностью проблемы формирования мобильной личности на учебных занятиях в начальных классах, определением педагогических условий формирования мобильности младшего школьника, недостаточной разработкой проблемы взаимосвязи и взаимодействия между семьей, детским садом и школой в формировании мобильности учащихся, отсутствием исследований в педагогике, рассматривающих процесс формирования и развития мобильности младших школьников в разных формах обучения. Поступление в школу ведет не только к формированию потребности в познании и признании, но и к развитию чувства личности. Ребенок начинает занимать новое место внутри семейных отношений: он – ученик, он – ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе. Для успешного обучения младшим школьникам необходим эмоциональный комфорт, одобрение, уверенность в своих силах, что ведет к повышению социальной мобильности, стимуляции познавательной активности и формированию мотивации на обучение, основы которых закладываются именно в младшем школьном возрасте. Для детей младшего школьного возраста характерны низкие критические способности к воспринимаемой информации, поэтому мнение учителя является для них всегда истинным. Похвала учителя является стимулом к развитию социальной мобильности и мотивацией к учебной деятельности. Но под влиянием неуспеха в решении одной учебной задачи школьник может и остальные воспринимать как непосильные для себя. Вследствие этого падает интерес к учению. Итак, мировоззрение и жизненная позиция учителя начальных классов оказывает заметное влияние на формирование личности младшего школьника. Таким образом, на самых начальных этапах организации учебной деятельности, а именно в младших классах, учить себя с помощью учителя, стать субъектами коллективно распределенной учебной деятельности легче всего тем детям, которым, в силу особенностей их развития, нужна минимальная помощь взрослых. То есть, детям с высокой социальной мобильностью, тем, кто быстрее и легче адаптируется к учебной деятельности.

Страницы: 1 2

Нюансы образования:

Блок “Моя малая родина”
В старшей группе начинается работа по ознакомлению дошкольников с родным краем (блок “Моя малая родина” (город, микрорайон)), предусмотренная во всех воспитательно-образовательных программах. Основно ...

Дидактические функции сети интернет
Создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, стало одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс ...

Категории
Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru