Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Анализ возможности современных школьных программ и учебников биологии 6 класса для формирования экологических знаний

Педагогика и воспитание » Методика использования дидактических карточек при изучении биологии в 6 классе » Анализ возможности современных школьных программ и учебников биологии 6 класса для формирования экологических знаний

Страница 2

В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; растительным сообществом. Со значением растений в природе; ролью человека в природе.

5. Одной из задач, поставленных в учебнике "Биология. Бактерии, грибы, растения" (автор В.В. Пасечник) является задача "обеспечить экологическое образование и воспитание, формировать ответственное отношение к природе" (56). В связи с этим при изучении биологии в шестом классе вводятся экологические понятия о взаимосвязях растений с окружающей средой. Считаем, что для развития этого сложного понятия необходимо знакомить учащихся со средой обитания растений, условиями их жизни, экологическими факторами среды и их воздействиями на растения.

При анализе отражения экологического содержания в программах мы исходили из принятой в методической литературе системы, включающей понятие о среде и факторах среды, экологии организмов, биогеоценологии, экологии популяций, социальной экологии. В современной программе содержится материал для развития всех рядов понятий. Что совпадает с предшествующей программой в разделе "Бактерии. Грибы. Растения". Однако изменилось содержание раздела "Бактерии. Грибы. Растения": материал о бактериях и грибах вынесли в отдельный раздел. Так как по своему строению и жизнедеятельности эти организмы в значительной степени отличаются от растений, их выделили в самостоятельные царства. Например: изучение листа и стебля как органов побега проводится в теме "Побег". Темы "Цветок" и "Плод", согласно современной программе, изучаются после темы "Строение семени". Тема, обобщающая экологические понятия, изучается как заключительная в курсе биологии шестого класса. При изучении корня программа рекомендует раскрыть понятие об охране почв. В связи с рассмотрением роли растений в природе в теме "Побег" программа рекомендует раскрыть необходимость защиты воздуха от загрязнений и озеленение населенных пунктов и помещений. Понятия социально-экологического ряда: "охрана растений", "охрана лесов", "защита среды обитания растений", "деятельность человека" и другие представлены в каждом разделе, за исключением главы "Клеточное растение организмов".

Понятие "охрана растений" имеет сложный состав содержания и структуру. Его глубокое усвоение невозможно без материала, определяющего знания о среде и факторах среды, экологии организмов, биогеоценологии. В программе имеются условия для формирования знаний о среде, факторах среды, аутэкологии в связи с изучением строения, свойств, физиологических процессов в растении. Элементы биогеоценологических понятий присутствуют, в основном, в главе "Природные сообщества".

Анализ содержания современной программы по биологии 6 класса, отраженный в таблице 2, свидетельствует, что в ней имеется достаточно материала, на базе которого возможно развитие системы экологических понятий.

Таблица 1.

Основные экологические понятия раздела ""Бактерии. Грибы. Растения" по таблице И.Н. Пономаревой

I ряд: понятия о среде и факторах среды

II ряд: понятия экологии организмов (аутэкологические)

IV ряд: понятие биогеоценологии (биогеоценологические)

V ряд: понятия социальной экологии (социально-экологические

1. Окружающая

среда.

2. Среда жизни (водная, суша, почва, организм).

3. Условия жизни.

4. Экологичес-

кие факторы

(абиотические,

антропогенные)

1. Проявление свойств организмов в зависимости от условий

2. Черты приспособ-

ленности.

3. Организм и среда.

4. Экологические

группы: светолюбивые,

тенелюбивые,

холодостойкие, насекомоопыляемые,

ветроопыляемые).

1. Растительные сообщества.

2. Характеристика

растительного

сообщества - видовой состав, ярусное строение,

биотические связи.

3. Круговорот веществ в природе.

4. Смена растительного сообщества.

5. Многообразие растительных сообществ

(лес, болото, сад, парк, поле).

1. Загрязнение природной среды (почвы, воздуха, воды, и др.).

2. Уменьшение фотосинтезирую-щих площадей (вырубка лесов, сокращение растительности).

3. Обеднение видового состава (уменьшение количества видов в биоценозах, "редкие растения", "сорные растения и др.).

4. Защита природной среды от загрязнений (строительство очистных сооружений, внедрение безотходных технологий).

5. Охрана природы (видового разнообразия, расширенное воспроизводство растений, охрана среды обитания. Рациональное использование растительных ресурсов, охраняемых территории).

6. Оптимизация природной среды (создание культурных биогеоценозов, условий жизни, зон отдыха, озеленение).

7. Поведение человека в природе,

8. Деятельность человека по отношению к природе.

Страницы: 1 2 3 4

Нюансы образования:

Цели и содержание обучения чтению
Практический компонент цели обучения чтению как опосредованной форме общения на иностранном языке предполагает развитие у учащихся умений читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них и ...

Отношение к себе и личному будущему участников образовательной программы ТМБ
В данном подразделе обсуждается способность участников образовательной программы ТМБ рефлексивно относиться к себе и умение строить жизненные планы – качеств, определяющих степень жизненной активност ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru