Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Теоретико-педагогическое обоснование организации проектной деятельности в общеобразовательной школе

Педагогика и воспитание » Проектная деятельность на уроках технологии в средних классах общеобразовательной школы » Теоретико-педагогическое обоснование организации проектной деятельности в общеобразовательной школе

Страница 2

Исходя из философского осмысления в сущности ребенка и основных положений теории познания и мышления, Д. Дьюи сформировал ведущие идеи прагматической педагогики, которые в основе своей сохранились до настоящего времени. Обучение и усвоение знаний должно осуществляться на активной, а не на пассивной основе. « В моем сознании, - писал Д. Дьюи, - все еще зреет образ школы – школы, где насущная и в буквальном степени конструктивная деятельность станет центром и источником всего». С того момента, как дети начинают активно работать, они без посторонней помощи превращаются в индивидуумов, они перестают быть массой, а становятся совершенно отличными друг от друга существами. Мотивация является чрезвычайно важным фактором в сфере образования, которая определяет содержание процесса обучения и воспитания. «Там, где есть ребенок, имеются мотивы в изобилии. Задача обучения - в присоединении детских мотивов к воспитательным и образовательным целям, в нахождении здравого выхода для одних и действительного достижения для других.» В обучении следует делать упор на решение реальных проблем, т.к. приобщение к ним вызовет активное отношение учащихся, что способствует их сознательному и эффективному участию в социальных процессах. Исследовательская свобода учащихся является существенным элементом методики обучения. Деятельные умы, считал Дьюи, не могут развиваться без исследовательской свободы. От учителя требуется основательное знание каждого из учеников, затем основательные знания каждого предмета, которому он обучает в смысле его научного содержания, и умения, время и энергия для того, чтобы организовать его вокруг индивидуальных и социальных интересов. Не столько учить, сколько подавать мысль, не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать свои планы, сколько отвечать на призыв к руководству - таков идеал учителя в педагогике прагматизма. Дьюи создал прекрасные условия для развития личности ребенка, становления субъектных начал его поведения, а впоследствии формирования принципа субъектности.

Итак, прагматическая педагогика, исходя из своего определения - это обучение посредством делания. Основным методом в прагматической педагогике стал метод проектов. Впервые метод проектов появился в 1824 году в практике подготовки инженеров. В педагогической литературе приобрел известность в 1908-1910 году в описании так называемых "домашних проектов" применявшимся в сельских клубах молодежи и сельскохозяйственных школах, а затем стал вводится в организацию процесса обучения в опытных и частных школах. С 1911 года термин проект был узаконен Бюро воспитания США и стал все более укрепляться в американской педагогике. В государственном признании метода проекта значимым является издание центральным школьным ведомством США особого листа "Проектный метод в деле образования" (1919 год). Став формой обучения в прагматической педагогике, метод проектов получил различное определения ("метод целевого действия", "целевой проект", "целевой акт", проектная система), но все эти названия не меняли его основной сути.

Сущность и ценность методов проектов, по мнению американских и советских педагогов состояла в том, что он позволял детям найти и выбрать деятельность себе по душе и интересам, дело, которое вполне соответствовало бы зарождению новых импульсов к последующим формам. Однако не всякая деятельность признавалась проектом.

Проект должен был отвечать ряду требований: 1.Энергичная, от всего сердца деятельность ученика. 2.Соответственное применение законов обучения и норм поведения. 3.Целесообразная с любовью проводимая работа ученика в общественной среде, т.е. "целевой акт", к которому и применяется термин «проект».

Исходя из этого, можно выделить следующие принципы реализации метода проекта: опора на интерес и самостоятельность учащихся, практическая осуществимость, связь с потребностями общества. Основной принцип гласит, что исходным пунктом обучения должны служить детские интересы сегодняшнего дня. В основне типологии проектов, предложенной Дьюи, лежат четыре группы детских имульсов:

1. Социальный, включающий в себя общение детей и взаимоотношения.

2. "Построительный", связанный с играми, жестами, движениями детей, с реализацией их фантазий.

3. Инстинкт любознательности, сочетающий в себе построительный импульс и общение.

4. Выразительный, отличающийся влечением к искусству.

В реализации метода проектов мы видим технологию формирования субъектности в теории педагогики.

Страницы: 1 2 3 4

Нюансы образования:

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru