Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Теоретико-педагогическое обоснование организации проектной деятельности в общеобразовательной школе

Педагогика и воспитание » Проектная деятельность на уроках технологии в средних классах общеобразовательной школы » Теоретико-педагогическое обоснование организации проектной деятельности в общеобразовательной школе

Страница 3

Уильям Килпатрик дал следующую характеристику метода проектов:

"Это - метод планирования целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке". Он отмечал, что проектный метод имеет не только положительные, но и теневые стороны. Недостаток метода в том, что он не всегда применим, потому что не всегда бывает возможно пробудить в ребенке достаточно сильную целеустремленность. Преимущества в его процессуальности, в возможности «соприкасаться с фактами лицом к лицу». Излагая историю метода проекта, нельзя не упомянуть имя другого американского педагога Э. Коллингса, работы которого отображали педагогические идеи Джона Дьюи и У.Х. Килпатрика. В своей работе "Опыт работы американской школы по методу проектов" он приводит примеры различных проектов, выполняемых школьниками в различных разделах учебной программы. В разделе "ручной труд" он выделяет четыре типа проектов: экскурсионные, трудовые, проекты-игры, проекты-рассказы или доклады. Критикуя процессы обучения в традиционной школе, Э. Коллингс отмечает совершенно иной подход к учебным занятиям в опытной школе, где выбирается деятельность занятия, а учебные предметы подчиняются выбранной деятельности.

Историческое возникновение метода проектов часто связывают с Дальтон-планом. Создатель Дальтон-плана американский деятель народного образования Е. Паркхерст - проводила опытную работу по этой системе в 1904 - 1920 годах в различных школах. При организации работ по Дальтон-плану учащийся не связывался общей классной работой, ему предоставлялась свобода как в выборе занятий, так и в использовании своего учебного времени. Дальтон-план – одна из наиболее распространенных систем, основанных на принципе индивидуального обучения.

Отграничивая метод проектов от Дальтон-плана, отечественный педагог Л. Левин отмечал: "Дальтон - план создает организационные условия для работы, а метод проектов определяет новое содержание школьной работы". Преимущества метода проектов по сравнению с Дальтон-планом Левин видел в следующем:

1 .Целевая установка метода проектов - жизненный подряд.

2.Неразрывная связь теории с практикой.

3.Коллективная работа в действии.

Для нашей проблемы важно заметить, что сам Джон Дьюи критиковал подходы Уильяма Килпатрика к проектной методике, протестуя против односторонней ориентации на ребенка. По его мнению, ученики не способны сами планировать ни проекты, ни задания к ним. Им нужна помощь учителя, которая гарантировала бы им длительный процесс обучения.

Проектная технология была использована в 20- е годы в России (А.П. Пинкевич, В.Н. Шульгин, Е.Н. Янжул и др.). Советские педагоги использовали ее как средство, помогающее усилить кооперацию детей и направить ее на решение социально важных задач. Проекты решали задачи общественно-полезного плана, например: «Разведем сою и тутовое дерево», «Поможем ликвидировать неграмотность на селе», «Электрифицируем коровник» .

Н.К. Крупская считала, что проектная технология по сравнению с Дальтон-планом развивает инициативу школьников, приучает к плановой работе, дает умение взвешивать все обстоятельства, учитывать трудности, учит наблюдать, проверять себя в ходе работы, учит правильной отчетности, развивает энергию, настойчивость в достижении цели, приучает к самостоятельности.

Главнейшими принципами при выборе проектов были:

1. Политическая и экономическая обоснованность проекта, связь с проводимыми общественными кампаниями в деревне, направленность проекта на улучшение экономического состояния деревни на основе коллективизации.

2. Наличие в проекте достаточного образовательного материала для возможности получения знаний, умений и навыков.

3. Педагогическая обоснованность.

На основе Дальтон-плана в советской школе вводилась еще одна технология, близкая к проектной, – бригадно-лабораторный метод. Но излишнее увлечение методом проектов, придание ему политической направленности, подчинение комплексным проектам всей школьной жизни, а также «отказ от опыта капиталистических государств» в связи с нарастающей конфронтацией, привели к тому, что организация работы с учащимися по методу проектов была осуждена ЦК ВКП (б) постановлением от 05.09.31 г "О начальной средней школе", и в дальнейшем метод проектов в практике отечественных школ не применялся.

На рубеже ХХ-XXI веков отечественная дидактика вновь обратилась к методу проектов. Е.С. Полат рассматривает дидактические основания, виды проектов применительно к реалиям сегодняшней реформируемой общеобразовательной школы.

Страницы: 1 2 3 4

Нюансы образования:

Социально-педагогический портрет воспитанника детского дома
Анализ проблемы сиротства привёл к пониманию того, что условия, в которых живут эти дети, тормозят их умственное развитие личности, Дети, попадающие в дома ребёнка, в детские дома и школы-интернаты, ...

Практическое применение различных видов кистевой росписи Хохломы
Золотая хохлома – яркое самобытное явление русского народного декоративно прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII стол ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru