Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Психологическая модель развития субъективной реальности в онтогенезе

Страница 1

Одним из величайших достижений развития современной психологической науки является, на наш взгляд, разработка и теоретическое обоснование психологической модели развития субъективной реальности в онтогенезе. Данная модель, построенная в рамках психологической антропологии, позволила перейти на качественно новый уровень осмысления процессов развития человека.

"Гуманитарная парадигма в науках о человеке предлагает видение человека в его целостности и специфике, как существо одновременно природно-телесное, общественное и душевно-духовное".

"Целостное описание человека и его психологической организации возможно осуществить посредством основных представлений о человеческой субъективности, а также - если рассматривать его через формы целостной (тотальной) организации, через его различные проекции (срезы) как целого". Необходимо различать понятие "психика" и понятие "субъективность". Субъективность рассматривается "как особая интегративная форма общественного бытия человека, как форма освоения человеком мира. Определяющим свойством ее выступает способность ассимилировать и превращать явления бытия в факты жизнедеятельности. Само возникновение и существование такой способности обусловлено реализацией именно практических отношений человека к другому человеку, миру, обществу, истории, самому себе. Такое представление позволяет видеть в общественном бытии специфический уровень жизнедеятельности индивидов как субъектов. Существование этого уровня означает, что субъективность возникает уже в самом бытии, оно есть объективное требование бытия".

"Субъективность - это та категория в психологии, которая выражает сущность внутреннего мира человека. Близкими по своему содержанию и смыслу являются понятия "субъективный дух", "индивидуальный дух", "душа", "человеческое в человеке", "внутренний мир" и др.".

Выделяют пять образов (проекций) субъективной реальности:

Так, в качестве особой проекции человека Б.Г. Ананьев выделял его индивидность. Человек как индивид, по его мнению, предстает в своих возрастно-половых, индивидуально-типических свойствах, в динамике психофизиологических функций, в структуре органических потребностей. Высшая интеграция индивидных свойств человека представлена в темпераменте и задатках. Человек как индивид - это существо природное, телесно-органическое и жизнеспособное. "Понятие "индивид", - пишет А.Н. Леонтьев, - выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность - это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит процесс не только дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного "слаживания".

Особая проекция человека как целого - это его бытие в качестве субъекта. С.Л. Рубинштейн настаивал, что в этом своем качестве человек должен быть введен внутрь, в состав сущего, в состав бытия мира, который он и преобразует как сознательное существо и субъект действия. "Субъект в философско-психологической литературе определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект". Субъектность представлена пятью составляющими: желания (потребности, мотивы), чувства, разум (познавательные процессы), характер, способности.

Субъектность человека стоит как бы на пороге между его душевным и духовным бытием; это место, где духовное (значимое и осмысленное в самом себе бытие) проникает в душу. Иными словами, становление человека субъектом собственной жизнедеятельности - освоение норм и способов человеческой деятельности, правил общежития, основных смыслов и ценностей совместной жизни людей - есть предпосылка и предистория становления индивидуального духа человека.

3. По сути, в традиционной психологии человек предстает преимущественно как личность; в результате происходит смешение и отождествление, по крайней мере, трех категорий: индивид, субъект, личность, что приводит к недоразумениям как терминологического, так и содержательного порядка. "Понятие личности, - пишет А.Н. Леонтьев, - выражает целостность субъекта жизни… Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека". Личность - это человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других. Личные ценности, свобода, самостоятельность, ответственность, достоинство личности, перспективы, стратегия жизни и цели составляют психологические образования личности.

Страницы: 1 2 3 4

Нюансы образования:

Описание хода практической апробации методики преподавания курса "Методы педагогического исследования"
С 3 октября по 22 декабря 2003 года была проведена практическая апробация тематических фрагментов образовательного модуля "Методы педагогического исследования" на занятиях со студентами (12 ...

Задачи домашнего чтения
Домашнее чтение как самостоятельный аспект учебного предмета «иностранный язык» способно, с одной стороны, обеспечить более прочное формирование всех видов коммуникативной компетенции, другой стороны ...

Категории
Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru