Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Активность студентов как психолого-педагогическая проблема

Страница 3

Приведенные данные свидетельствуют о том, что многие студенты первого курса не осознают специфики вузовского обучения и, следовательно, не в состоянии самостоятельно разобраться, что следует изменить и усовершенствовать в усвоенном ими стиле познавательной деятельности, какие умения и навыки учебного труда нужно приобрести.

Перестройка сложившихся за годы школьного обучения стереотипов учебной работы представляет значительные трудности не только с практической точки зрения. Еще сложнее преодолеть их в сознании студентов, поскольку многие из них считают, что учиться умеют, в вузе, по их мнению, никаких существенных изменений в организации учебного труда нет. Вот почему часть студентов первого курса скептически относится к необходимости осмысления психолого-педагогических закономерностей познавательной деятельности в вузе.

Какие же стереотипы познавательной деятельности студентов, сформированные в школе, затрудняют учение в вузе и нуждаются в существенной перестройке?

Эти трудности проявляются уже в процессе восприятия и осмысления студентами изучаемого материала. В школе основная работа по осмыслению новых знаний проходила на уроке под руководством учителя. Учитель предлагал те или иные логические операции и пути мыслительной деятельности, которые обеспечивали понимание и усвоение воспринимаемой информации. Существующая в школе установка на усвоение изучаемого материала на уроке обусловливает и многообразие методов изложения знаний, использование которых также облегчало процесс учения. Все это приводило к тому, что домашняя работа учащихся сводилась главным образом к повторению и заучиванию материала.

Исследование этого вопроса показало, что лишь 27 % первокурсников владеют логическими операциями сопоставления, анализа, вычленения главного в изучаемом материале, систематизации и классификации фактов. Прорабатывая заданный на дом материал по учебнику, эти студенты особое внимание обращают па всестороннее продумывание фактов и примеров, а также научных определений, правил, выводов. У них выработалась привычка ко всем теоретическим положениям приводить собственные примеры и факты. Активная аналитико-синтетическая деятельность по осмыслению знаний способствует тому, что эти студенты свободно оперируют изучаемым материалом.

Однако большинство первокурсников слабо владеют логическими операциями по осмыслению изучаемого материала. Усвоение знаний сводится у них главным образом к чтению заданного материала по учебнику или конспекту лекций. При этом студенты стремятся не столько понять материал, вникнуть в его суть и сделать собственные выводы, сколько запомнить его. Но случайно, что именно студенты этой группы не могут дать правильный ответ на вопрос, как надо осмысливать учебную информацию. По мнению некоторых из них, для этого необходимо «думать только о данном материале, а не о чем-то другом»; другие считают, что «сначала нужно материал выучить, а потом постараться его понять»; третьи же убеждены в том, что для осмысления изучаемого материала достаточно «прочитать его, обращая внимание на заучивание определений».

Несформированность у выпускников средней школы многих важных приемов осмысления изучаемого материала, а иногда и привычка к механическому его запоминанию отрицательно сказываются на учебной деятельности в вузе, где они сталкиваются с принципиально новыми требованиями в этом отношении. Восприятие студентами научной информации осуществляется во время лекций. Для глубокого усвоения лекционного материала студент одновременно должен уметь слушать, производить мыслительную обработку излагаемого, выделять и записывать главные вопросы. Однако выработанная в школе привычка проводить работу по осмыслению изучаемого материала под руководством учителя препятствует осмысленному восприятию новой информации. Более того, у многих первокурсников создается впечатление, что главная их задача во время лекции заключается в том, чтобы законспектировать ее. По данным педагогов, около 68 % первокурсников стремятся не столько к осмыслению, сколько к полумеханическому и дословному конспектированию. Они не утруждают себя обдумыванием наиболее сложных вопросов лекции, выделением ее основных смысловых положений, отделением второстепенного материала от главного. Поэтому в лучшем случае они усваивают отдельные положения и факты, но общего представления об излагаемой теме не получают. Лекционное время используется такими студентами малопродуктивно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Нюансы образования:

Культуросообразный подход к разработке творческих проектов
Образовательная область «Технология», введенная в Базисный учебный план общеобразовательных учреждений в 1993 г., способствует созданию полноценной обучающей и развивающей среды, которая позволяет сф ...

Метод проектов и характеристика проектного обучения
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США. Метод еще имеет название метода проблем. Метод проектов был предложен и разрабо ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru