Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Активность студентов как психолого-педагогическая проблема

Страница 2

Школьное обучение, безусловно, закладывает тот фундамент, на котором в дальнейшем строится вузовское обучение, и успех последнего в значительной степени зависит от того, какими знаниями и особенно умениями в области познавательной деятельности вооружила своих выпускников школа. Можно говорить о том, что многие из этих умений и навыков применимы и в условиях вузовского обучения, хотя и нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Естественно поэтому, что работа по вооружению студентов технологией познавательной деятельности должна строиться с учетом и на основе приобретенных в школе приемов и методов учебного труда, на что, в частности, указывается в ряде работ по вузовской педагогике.

Однако всякий перенос ранее усвоенных учебных умений и навыков способствует более успешному овладению новыми стереотипами деятельности лишь при условии, если между ними имеется определенное сходство. Вузовское же обучение имеет ряд существенных отличий по сравнению со школьным и во многом специфично по своей методике. Поэтому не все умения и навыки учебной работы, которые усвоены в школе, применимы в системе вузовского обучения и требуют коррекции и совершенствования. Более того, поскольку высшая школа идет совершенно другими путями, чем средняя, и школьные методы не соответствуют задачам того широкого и разнообразного комплекса подготовки, который осуществляется в высшем учебном заведении, то некоторые стереотипы учебной деятельности, выработанные в школе, не подходят к вузовскому обучению и в ряде случаев становятся для него помехой. В этом случае проявляется известное в психологии явление интерференции, когда ранее усвоенные умения и навыки препятствуют успешному осуществлению последующей деятельности и требуют определенной перестройки.

Практика вузовского обучения показывает, что интерференция школьных стереотипов учебного труда особенно сильно сказывается тогда, когда с первокурсниками не проводится специальная работа, направленная на осмысление ими особенностей вузовского обучения, и их внимание не акцентируется на необходимости овладения новыми методами познавательной деятельности. Вследствие этого студенты не осознают специфики обучения в новых условиях и продолжают пользоваться школьными методами.

Это подтверждается результатами исследований учебного труда студентов первого курса. Они покапывают, что в университете методика и приемы учебной работы по сравнению со школьными остаются неизменными у 56 % первокурсников. Это в основном среднеуспевающие студенты, которые успешно занимались в школе и достаточно серьезно относились к подготовке домашних заданий. Поскольку школьные методы организации самостоятельной работы давали хорошие результаты, то естественно, что этот стиль учебной работы остается у них преобладающим и в университете. Однако успеваемость в вузе заметно снижается. «Подготовка домашних заданий в университете у меня осталась такой же, как и в школе, только оценки я получаю более низкие»,— отметила одна из студенток математического факультета. Аналогично высказывались и другие первокурсники, но не всегда могли объяснить причины снижения успеваемости.

Некоторые респонденты отмечали, что в организации их самостоятельной работы в вузе произошли некоторые изменения. При этом 23 % из них откровенно признают, что в школе они работали систематически и значительно больше. Объясняют же данное обстоятельство тем, что школьная система обучения с ее методом домашних заданий, постоянным контролем и оценкой знаний делала самостоятельную работу обязательной.

И лишь у 21 % из общего количества опрошенных нами первокурсников отмечается определенное улучшение в организации их внеаудиторной работы. Учеба в университете вызывает у них глубокий интерес, поэтому занимаются они более усердно, чем в школе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Нюансы образования:

Этапы формирования понятия «химическая реакция»
В силу того, что понятие химическая реакция является достаточно сложным и многогранным, сформировать полное представление обо всех его сторонах, раскрыть всю его философскую сущность невозможно за ко ...

Технологии развития интеллектуальных способностей подросткового возраста
Очевидно, что интеллект важен, однако еще более важным является ответ на вопрос «Как развить интеллект?» Человеческий мозг – это уникальный и малоизученный орган, однако уже сейчас ученые выявили дос ...

Категории
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru