Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Модели организации индивидуальных форм образования

Педагогика и воспитание » Формы индивидуального образования » Модели организации индивидуальных форм образования

Страница 1

Есть несколько уровней решений и разные механизмы создания условий. Многое зависит от каждой школы, от сформированное школьного сообщества, от готовности педагогов доверять детям. Как показывает опыт, камнем преткновения часто оказывается обучение в привычной классно-урочной системе (КУС). Но если ставится задача создать условия для индивидуального образования, то КУС часто просто разваливается.

Тем не менее ценна каждая удачная попытка организации свободного образования, приближающая нас к переходу от традиционной поточной школы к школе, открытой индивидуальности ребенка.

Приведем примеры индивидуальных форм образования. Классно-урочной система остается частично. Ученики могут объединяться в группы в зависимости от типа мышления и меры выраженности отдельных способностей. Одно из частных решений возможно в ситуации, когда классно-урочная система сохраняется формально, а ребенку предоставляется право учиться тем способом, каким ему удобно и привычно. Опорой служат его личный опыт, имеющиеся представления и индивидуальные особенности восприятия и действий. Ему предлагают выбирать задания из набора, разработанного учителем. Ученик учится отслеживать процесс учения, чтобы со временем выбрать оптимальные способы учебной деятельности и совершенствовать их

Этот способ организации отчасти позволяет преодолеть односторонность традиционной классно-урочной системы. Директор гимназии г. Санкт-Петербург В.В. Семенцов констатирует, что индивидом (от лат. individuum — неделимое) в существующей системе образования стал не человек, а «класс-комплект». Действительно, именно класс-комплект финансируется государством как неделимое целое, на него составляются учебные программы, проектируются школы и комплекты школьной мебели. В вечном споре, что сохранять — индивидуальность растущего человека или «класс-комплект», именно последний искусственно одерживает верх. Учителей учат работать с классом, а не с учеником.

Стремясь изменить сложившиеся традиции. В.В. Семенцов предлагает компромисс: перейти от КУС и единых типовых программ к работе с каждым ребенком в группах, формируемых на основе совместимых индивидуальных программ.

Является ли такая система уменьшенной моделью классно-урочного обучения? Видимо, нет, поскольку у каждого ребенка появляется СВОЯ индивидуальная учебная программа. Кроме того, группы формируются на основе совместимости детей. Подобный тип организации называют индивидуализированным обучением.

Как же индивидуальные программы совместить с другими, похожими и непохожими? Как учителю учесть самые разнообразные варианты? Это возможно в том случае, если все участники образовательного процесса осознают КАК и ДЛЯ ЧЕГО учится каждый ребенок. Справится ли с этим учитель?

В.В. Семенцов предлагает несколько способов разрешения извечного конфликта ожиданий ребенка в классе, в одной стороны, учителей и родителей, с другой. В этой ситуации необходимо ввести должность посредника, на роль которого подходят классный руководитель, психолог, социальный педагог, репетитор, гувернер, освобожденный классный воспитатель (ОКБ). Некоторые из них должны включаться в процесс образования эпизодически (репетитор), другие — периодически, в зависимости от возникновения проблемы (психолог, социальный педагог), третьи — постоянно (ОКБ).

Можно ввести, кроме обычных оценок, выраженных баллами, еще и буквенные оценки (а, Ь, с, d .). Шкала дополнительных буквенных оценок соответствует уровням мотивации ученика, помогает отследить и проанализировать личностный рост учеников. Предполагает, что текущие буквенные оценки будут выставлять учитель. Оговаривается возможность их уточнения вместе с воспитателем и коррекции с цифровой отметкой по итогам устного опроса или собеседования. Заметим, однако, что это предложение звучит несколько странно на фоне повсеместных призывов к отказу от них и критики субъективного оценивания учителем ученика.

Гипотеза И. Унт касается технологии индивидуализированного обучения. Здесь в основе эффективного учения лежит самостоятельная работа школьника с рабочими тетрадями и другими бумажными носителями информации в целях выполнения школьником индивидуальных учебных заданий.

Введение индивидуальных программ. Классно-урочная система свернута до размеров микрогруппы, вводятся индивидуальные образовательные программы и должности «посредников», но одновременно усилен контроль: контролируется и оценивается не только объем знаний/навыков, но и мотивы учения. Здесь вызывает сомнение то, что усиление педагогического контроля и оценивание мотивации расходятся с либеральными принципами образования.

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Внеклассное чтение на уроках литературы
Уроки по основному курсу литературы всегда опирались на широкое внеклассное чтение. На это нацеливали и школьные программы, и учебники, особенно дореволюционные, предусматривавшие обращение к читател ...

Экологические пространства на участке ДОУ
На участке детского сада создаётся развивающая экологическая среда. Благоприятный микроклимат получается, если вся территория хорошо озеленена: по периметру вдоль забора посажены высокие деревья и ку ...

Категории
Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru